'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 5
  4. Научная статья № 22

Просмотры  107 просмотров

Гильмитдинова Н.А.

  


ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ *

  


Аннотация:
автором статьи рассмотрен вопрос коллизии при определении наличия личной заинтересованности при осуществлении должностным лицом своих обязанностей   

Ключевые слова:
конфликт интересов, личная заинтересованность, должностное лицо, самоотвод   


УДК 343.1

Гильмитдинова Н.А.

магистрант

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНИЯ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Аннотация: автором статьи рассмотрен вопрос коллизии при определении наличия личной заинтересованности при осуществлении должностным лицом своих обязанностей.

 

Ключевые слова: конфликт интересов, личная заинтересованность, должностное лицо, самоотвод.

 

Связывая свою жизнь со службой государству, человек принимает на себя не только обязанности, но и ответственность за нарушение их исполнения. Одним из наиболее острых вопросов, стоящих перед всеми государственными служащими, является вопрос – урегулирования конфликта интересов.

Согласно официальному закреплению конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Личная заинтересованность представляет собой возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, занимающим должность государственного служащего или лица состоящего с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми данное лицо, связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Закон прямо возлагает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:

- на государственных и муниципальных служащих;

- на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

- на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

- на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.[1]

Однако, что же такое личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов и как ее определить?

Отечественный правоприменитель всегда ставит в «абсолют» любую норму законодательства, изредка оценивая её реальную рациональность применения. Не обошла указанная позиция и применение настоящего закона, в результате чего большая часть работников государственной системы вынуждена проходить сложнейшие процедуры урегулирования конфликта интересов, даже там, где его нет и не может быть изначально.

Казаков А.И. считает, что коррупционное поведение не всегда связано с совершением непосредственно актов коррупции и может выражаться в создании благоприятной для этого среды, так называемый клиентизм, семейственность, клановость, коррупционный протекционизм или фаворитизм. Такие факты подлежат обязательной фиксации и должны рассматриваться не как легальные традиции нашего общества, а именно как коррупционные проявления. Многие из данных социально-негативных явлений коррелируют с понятием «конфликт интересов» и закономерно рассматриваются как коррупциогенные факторы.[2; с. 97]

С указанным мнением нельзя согласиться. Представим ситуацию, когда все члены семьи (мама, папа, ребенок) работают на государственных должностях в различных структурах, однако их полномочия косвенным образом могут пересекаться. Например: один из них работает в органах прокуратуры, а другой в судебной системе, казалось бы, в чем может усматриваться конфликт интересов? Для обывателя он не виден, однако правоприменитель, возводя в «абсолют» понятие личной заинтересованности и отмечая важность проделанной работы, усматривает его и говорит, что при направлении искового заявления от прокуратуры, или участия в процессе, возникает прямой конфликт интересов. С указанным мнением можно согласиться, учитывая, что в процессуальных кодексах содержится возможность самоотвода, в случае личной заинтересованности в исходе рассматриваемого дела. Однако, он на этом не останавливается и утверждает, что любое участие в суде, где работает родственник, приводит к конфликту интересов, в таком суде не могут рассматриваться материалы проверки, проведенные при исполнении полномочий другим членом семьи. То есть происходит фактическое отсечение при исполнении функций надзорного органа, от конкретного суда, для конкретного работника государственной системы. При этом законодательно отсутствует возможность судье взять самоотвод, при рассмотрении дел, косвенно связанных с деятельностью родственника. Например, проводя проверку помощником прокурора выявлены нарушения, по результатам проверки прокурором района принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлении его в суд. Указанное дело, путем автоматического распределения отписывает его на рассмотрение родственника. Что же делать в данном случае? Возможности взять самоотвод не имеется, поскольку само заявление подписано прокурором.

В рассматриваемой ситуации предполагается логичным, с учетом правоприменения урегулирования конфликта интересов, предусмотреть возможность брать самоотвод по иным основаниям, расписывая его причины и передавать на рассмотрение председателю суда, который бы мог «вручную» перераспределить рассмотрение дел или оставить на рассмотрение судье, в случае отсутствия конфликта интересов.

Приведенный пример, возможно рассмотреть и с обратной стороны. В таком случае необходимо обратить внимание на статус специфического для гражданских отношений субъекта как органа власти, действующего в интересах публично-правового образования. Вместе с этим, презумпция добросовестности участника гражданского оборота (ст.ст. 10, 53, 53.1 ГК РФ) не исключает и противоположной ситуации, когда совершаемые от имени органа власти юридические поступки продиктованы исключительно интересами конкретного физического лица, возглавляющего данный орган власти (или иным образом осуществляющего свои полномочия от его имени). В таких случаях аффилированность может стать условием возникновения конфликта интересов - противоречием «между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред)». Такое противоречие может быть связано с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей.[3]

Если мы ведем речь о двух государственных служащих, на одного из которых возложены контрольно-надзорные функции, а на другого судебные, при этом оба выполняют функции от имени государства, то в чем может проявиться конфликт интересов? При рассмотрении конфликта интересов, как коррупционной составляющей, должна быть какая-либо выгода, при осуществлении своих функций и принятия предвзятого решения в пользу третьего лица. Однако, осуществляя трудовую деятельность в государственном органе и получая зарплату из федерального бюджета говорить о какой-либо финансовой заинтересованности, от третьего лица – невозможно, так как они не находятся в финансовой зависимости от него. Другим образом может обстоять дело, если один из них был коммерсантом, а второй рассмотрел в отношении него гражданское дело или провел проверку, в таком случае несомненно можно говорить о конфликте интересов, так как доходность и прибыльность организации несомненно зависит от наложенных санкций.

Таким образом, предлагается урегулировать личную заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов в тех случаях, когда принимаемое решение государственным органом, в котором осуществляет полномочия один родственник, может повлиять на коммерческую деятельность и принести негативные финансовые последствия другому родственнику. Для реализации указанных полномочий необходимо внести соответствующие изменения в процессуальные кодексы в части возможности самоотводов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

О противодействии коррупции: федер. закон [от 25 января 2008 года № 273-ФЗ (с посл изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. - № 52 (часть I). – Ст. 6228.

Казаков И.Г. Коррупция в России: социально-правовой аспект // Безопасность бизнеса. – 2019. - № 3. – С. 95-99

Хорунжий С.Н. Аффилированность как условие возникновения конфликта интересов в публично-правовой сфере // Мониторинг правоприменения. 2016. – № 1 (18). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/affilirovannost-kak-uslovie-vozniknoveniya-konflikta-interesov-v-publichno-pravovoy-sfere (дата обращения: 04.01.2022).

 

Gilmitdinova N.A.

master's student

Zabaykalski State University

(Chita, Russia)

 

PERSONAL INTEREST AS A FACTOR IN COMMITTING

CRIMES OF CORRUPTION

 

Abstract: the author of the article considered the issue of conflict in determining the presence of a personal interest in the exercise by an official of his duties.

 

Keywords: conflict of interest, personal interest, official, self-withdrawal.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Гильмитдинова Н.А. ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Вестник науки №1 (46) том 5. С. 126 - 131. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5232 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5232



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.