'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 5
  4. Научная статья № 23

Просмотры  211 просмотров

Гильмитдинова Н.А.

  


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
автор статьи рассматривает проблемы понятие «коррупции», а также актуальные вопросы применения такого института как конфликт интересов   

Ключевые слова:
коррупция, конфликт интересов, личная заинтересованность, аффилированность   


УДК 343.1

Гильмитдинова Н.А.

магистрант

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОРРУПЦИОННЫХ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: автор статьи рассматривает проблемы понятие «коррупции», а также актуальные вопросы применения такого института как конфликт интересов.

 

Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, личная заинтересованность, аффилированность.

 

Под коррупцией чаще всего в общем плане понимают использование каким-либо должностным лицом своего должностного положения в личных целях.

Коррупция, выступая исключительным социальным элементом имеет место в любом обществе, которое в свою очередь имеет необходимость в управлении, и исключить ее полностью практически невозможно. При этом в её уровень отличается не только от государства к государству, но и  по временным эпохам. Это социальное явления несомненно наносит вред всему обществу и государству, оно им порождает и его же угнетает. Часть государств, где уровень развитости различных форм злоупотреблений должностными лицами, возложенными на них полномочиями государственного управления невелика, коррупционный фактор в меньшей степени подрывает основы государственности, не оказывает импульсивного воздействие на нормальное функционирование и развитие общества а, как следствие, не представляет серьезной угрозы. Другая часть государств, где коррупционный фактор имеет место во всех сферах общества, коррупция эволюционирует и превращается в норму или традицию (обычай), она имеет значительное влияние на общую эффективность управления государства и приобретает статус социальной проблемы.

Само по себе определение коррупции выходит за рамки определения простого взяточничества. Коррупция, выступая социальным явлением, выступает причиной разложения власти, когда должностные лица, наделенные определенными государственно - распорядительными полномочиями, уполномочены на выполнение отдельных государственных функций, используют свое должностное положение, статус в обществе и определенный уровень авторитета следуемый из занимаемой должности в целях корысти и для личного неосновательного обогащения.

Сама по себе система государственной власти борется с этим социальным проявлением уже не одно столетие, однако все попытки исключить его в полном объеме не привели к результату. Антикоррупционная политика государства имеет свою определенную цель, которая заключается в активном и постоянном противодействии коррупционным проявлениям в рамках государственно – распорядительных полномочий. Государство борется за те институты, которые существуют для функционирования общества, но в настоящее время в достаточной степени используются в своих интересах различными криминальными элементами, в том числе организованной преступностью.

При разрешении вопроса борьбы с преступлениями коррупционной направленности необходимо обращать внимание не только на практическое применение положений антикоррупционного законодательства, но и на теоретическую базу данной проблемы.

Роль науки в рассматриваемой проблеме невозможно переоценить. Благодаря различным исследованиям существует возможность обнаружить наиболее уязвимые места коррупционных проявлений и вносить определенные предложения и меры по противодействию ей. В научной среде не малое количество времени изучается вопрос о противоядии от указанной социальной «болезни», которая поразила государство, словно вирус - организм человека. Как в вопросе лечения любой болезни, необходимо предвидеть тенденции ее протекания и необходимые рецепты для лечения. Научное познание названной проблемы в большей степени имеет возможность прогнозировать коррупционные проявления и принятия превентивных мер, к недопущению её проявлений.

Термин коррупции в ратифицированных Россией антикоррупционных конвенциях ООН [1] и Совета Европы [2] не раскрыто. Понятие коррупции и коррупционных преступлений остается на усмотрение стран, подписавших Конвенцию ООН против коррупции. При проведении анализа, положений Конвенции ООН против коррупции, можно сделать вывод о том, что понятие коррупции является весьма широким, при всем этом, страны - участники могут определять коррупцию и в более узком смысле. Не смотря на указанное различие, имеющееся в международном правовом акте, во всех странах к коррупции относят умышленные деяния, которые совершены публичным должностным лицом, в том числе подкуп, злоупотребление служебным положением, хищение с использованием служебного положения, незаконное обогащение, с использованием служебного положения, отмывание доходов от преступления, воспрепятствование осуществлению правосудия. Участники вышеуказанной Конвенции вправе расширить список коррупционных преступлений, установить ответственность за коррупционные преступления в частном секторе, определять ответственность за коррупцию юридических лиц, однако в уголовном праве России отсутствует уголовная ответственность юридического лица, виновным в любом случае признается конкретное физическое лицо, что с наше точки зрения является обоснованным, так как за совершением любого преступления стоит определенный человек (физическое лицо) или группа людей.

Законодательно понятие коррупции закреплено в Федеральном законе от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», под которым понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

По мнению некоторых авторов, указанное понятие необходимо изменить и установить таким образом, чтобы оно включало в себя действия из личной выгоды, направленные на решение вопросов, относящихся к ведению органов власти, в обход установленного законом порядка. При этом по их мнению считается возможным исключить из формулировки корыстный мотив, поскольку иная личная заинтересованность в нарушении установленного порядка зачастую является единственным и нередко более существенным мотивом противоправных действий, нежели корыстные побуждения в виде получения имущественной выгоды. [3] По нашему мнению с указанным утверждением нельзя согласиться, поскольку именно определенный корыстью мотив является определяющим факторам. При получении любой взятки (деньги, имущества, услуги, действия, бездействия), должностное лицо всегда определяет определенные выгоды, иначе отпадает сама суть и смысл совершения указанных действий. В тоже время исключения корысти из состава преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ исключает сам состав деяния, а в случае изменения терминологии и дополнения иной личной заинтересованности, трактовка становится размытой, что может привести к тотальным арестам и к размытому толкованию закона.

Правоприменительная практика по разрешению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе свидетельствует о принимаемых государством необходимых мер к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 1 июля 2010 года № 821 [4]. В настоящее время предупреждения коррупционных преступлений производится на ранней стадии  путем урегулирования конфликта интересов.

При всем объеме проводимой государством политики в рамках урегулирования конфликта интересов государственных служащих, необходимо определить четкие рамки. В настоящее время при поступлении на службу необходимо направлять уведомление о личной заинтересованности, которая может привезти к личной заинтересованности. Однако, применяя столь жесткие меры и порядок рассмотрения указанных уведомлений все больше бытует мнение, что государственным служащим может быть лишь «сирота». Встала реальная необходимость иного взгляда на сложившуюся обстановку. Иначе говоря, согласно уголовного законодательства преступником считается лицо, чья вина доказана в ходе уголовного судопроизводства, в случае же с урегулированием конфликта интересов, в большинстве случаев лицо признается аффилированным специально созданной комиссией, в результате чего не может поступить на службу, то есть без вины виновато. Необходимо подходить к каждому отдельному случаю урегулирования конфликта интересов индивидуально. Сейчас же не редки случаи конфликта интересов государственных служащих родственников, занимающих руководящие должности, хотя они реально не совершали деяний коррупционной направленности.

Реальный конфликт интересов может произойти лишь тогда, когда соприкасается частный бизнес с исполнением руководящих государственных функций. Такой конфликт интересов на государственной и муниципальной службе при реализации необходимых социально-экономических программ и мероприятий, особенно в условиях мирового финансового кризиса, последствия которого испытывает Россия, разрушает фундаментальные демократические процессы, подрывает политические и правовые устои государственной власти и ее авторитет. В таких условиях правовой институт разрешения конфликта интересов не выполняет своей функции как одного из эффективных инструментов предупреждения и противодействия коррупции [5].

Итак, согласно статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» [6] под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Возникает вопрос, что следует понимать под личной заинтересованностью? Часть 2 названной статьи гласит, что под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Таким образом, мы видим корыстный мотив. Может быть и другая мотивация -«услуга за услугу», например подбор должностных лиц не по деловым качествам, а по знакомству, или кумовство – то есть служебное покровительство своих друзей, родственников в ущерб делу, личной заинтересованностью не является [7].

Таким образом, в отечественном законодательстве остается проблема определения коррупции, методики её превенции, раскрытия преступлений и предупреждения личной заинтересованности. В настоящее время прослеживается явный переход из «крайности в крайности» на стадии урегулирования конфликта интересов, который может привести к личной заинтересованности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.). – ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 2006. - № 26. – Ст. 2780.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) - ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 2009. - № 20. – Ст. 2394.

Сравнительно-правовое исследование понятия коррупция - Ильяков Александр Дмитриевич – Проблемы экономики и юридической практики – 2013 - № 3 – стр. 89-91.

О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента РФ [от 1 июля 2010 года № 821 (с посл. изм. и доп.)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. - № 27. – Ст. 3446.

Административно-правовое регулирование разрешения конфликта интересов на государственной службе в механизме противодействия коррупции // Ватель А.Ю. – Административное и муниципальное право. – 2012. – № 6.

О противодействии коррупции: федер. закон [от 25 декабря 2008 года № 273 (с посл. изм. и доп.)] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.

Административно-правовое исследование понятия «коррупция» // Ильяков А.Д. – Административное и муниципальное право. – 2013. – №4 – стр. 342 - 346.

 

Gilmitdinova N.A.

master's student

Zabaykalski State University

(Chita, Russia)

 

SOME ISSUES OF CORRUPTION CRIME

 IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: the author of the article considers the problems of the concept of «corruption», as well as pressing issues of the use of such an institution as a conflict of interest.

 

Keywords: corruption, conflict of interest, personal interest, affiliation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Гильмитдинова Н.А. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №1 (46) том 5. С. 132 - 139. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5233 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5233



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.