'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 5
  4. Научная статья № 30

Просмотры  302 просмотров

Смирнова Ж.В., Самарский И.Р.

  


АНАЛИЗ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК НОВОГО ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены проблемы городской транспортной системы. Проведен анализ средств индивидуальной мобильности как нового городского транспорта   

Ключевые слова:
городская транспортная система, средство индивидуальной мобильности, новый способ передвижения   


УДК 656.1

Смирнова Ж.В.

ст. преподаватель

 Российский университет транспорта (МИИТ)

(г. Москва, Россия)

 

Самарский И.Р.

студент

Российский университет транспорта (МИИТ)

(г. Москва, Россия)

 

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

КАК НОВОГО ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы городской транспортной системы. Проведен анализ средств индивидуальной мобильности как нового городского транспорта.

 

Ключевые слова: городская транспортная система, средство индивидуальной мобильности, новый способ передвижения.

 

Транспортный коллапс – одна из самых острых проблем, стоящих перед жителями мегаполиса. Население городов растёт, увеличивается и количество автомобилей. Но, в связи с высокой плотностью застройки, расширение городских автодорог затруднительно, а зачастую – невозможно. Усугубляет эту проблему тот факт, что площадь городов продолжает расти, следовательно, растёт и расстояние, которое горожане вынуждены преодолевать ежедневно, чтобы добраться на работу или в другие места. Наиболее выраженный эффект перегруженности транспортной системы города – автомобильные пробки. Так, в соответствии с ежегодным исследованием производителя GPS систем «TomTom», автомобильные дороги Московского региона перегружены на 59%, что ставит столицу России на 6 место в антирейтинге городов с наиболее загруженными дорогами. Также 16-е место в списке занял Санкт-Петербург – дороги этого города перегружены на 45%, и на 23-ем месте расположился Новосибирск с показателем 45%. Автомобильные пробки создают массу неудобств для горожан, заставляя проводить в дороге 2-3 часа ежедневно.

Разрешение транспортного коллапса – одна из приоритетных задач городских властей.  Меры по борьбе с перегруженностью дорог можно разделить на две категории:

  • первая – усовершенствование дорожной инфраструктуры, расширение дорог, устранение одноуровневых пересечений. Но эта мера не всегда показывает свою эффективность, так как увеличение пропускной способности дорог ведет к тому, что люди начинают еще чаще использовать автомобили, поэтому пробок становится только больше.
  • вторая – снижение числа автомобилистов в принципе. Для этого работа ведется в двух направлениях: во-первых, использование автомобиля делается не таким удобным, например, вводятся платные парковки и ограничиваются стоянки. Во-вторых, повышается удобство пользования другими видами транспорта: вводятся выделенные полосы для автобусов, салоны общественного транспорта делаются комфортнее, снижается интервал движения.

 Но, какие бы усилия ни прикладывались городскими властями, нельзя отрицать, что по уровню комфорта общественный транспорт будет уступать автомобилям в подавляющем большинстве случаев. Следующая альтернатива личному автомобилю – сервисы каршеринга и такси, которые по комфорту не уступают личному автомобилю, не сильно перегружают транспортную систему города, так как одна машина такси или каршеринга за день перевозит несколько человек. С другой стороны, поездка на такси или каршеринге обойдется заметно дороже, чем на автобусе, трамвае или метро. Но есть и другой вариант – использование средств индивидуальной мобильности. Они позволяют добираться до точки назначения дешево, быстро и удобно, практически не загружая автодороги.

Понятие «средство индивидуальной мобильности (СИМ)» пока что не закреплено в российском законодательстве, но, в соответствии с проектом изменений в правилах дорожного движения, разрабатываемым Министерством транспорта РФ, средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок. Отдельного внимания стоят электрические СИМ, так как они гораздо удобнее для пользователей и дают возможность передвигаться, не прикладывая физических усилий.

Сама идея электрического персонального транспорта не нова – еще в 1896 году британская компания Humber представила электровелосипед, который мог развивать скорость до 60 км/ч, а в 1915 году появились первые электросамокаты. Но особую популярность электрические СИМ приобрели только в последнем десятилетии. И произошло это по нескольким причинам. Во-первых, появились абсолютно новые разновидности электрических средств передвижения: моноколёса, сигвеи и гироскутеры. Они занимают совсем немного места, быстро заряжаются, при необходимости их можно без проблем нести в руках. Удобнее стали и электросамокаты - благодаря прогрессу аккумуляторы и электродвигатели стали настолько маленькими, что электрический самокат сейчас внешне почти не отличается от обычного. Во-вторых, возрастающая нагрузка на автодороги и увеличение пробок заставило людей искать новые способы передвижения. В-третьих, появились новые сервисы краткосрочной аренды, которые позволяют не приобретать СИМ в собственность, а лишь брать его на время за небольшую плату, только тогда, когда есть такая необходимость. Такая услуга получила название «кикшеринг».

Первой компанией, предлагающей краткосрочную аренду самокатов, стала американская Bird  - она начала свою деятельность в 2017 году. В Россию кикшеринг – сервис краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов – пришел немного позже – в 2018 году в Москве запустились сервисы Делисамокат и YouDrive Lite, тогда парк самокатов этих крупнейших сервисов насчитывал 1200 штук, в всего московские сервисы кикшеринга предлагали для аренды 3 тысячи электрических самокатов.  [3],[7]

С тех пор рынок проката СИМ рос быстрыми темпами, в основном в крупных городах: в Москве за 3 года общий парк арендных самокатов вырос до 25 тысяч штук – на 733%.[3] На 2021 год в России действует множество кикшеринговых компаний. Самые крупные из них: Urent, Whoosh, Карусель, Emotion и Lite – общий парк СИМ этих сервисов достигает 78 тысяч штук по всей России. При этом рынок кикшеринга в России имеет большой потенциал для дальнейшего роста. Если провести сравнение с европейскими городами, то в Стокгольме на 1000 жителей приходится 19 самокатов, во Франкфурте – 12. В то время как в российских городах плотность электросамокатов – 1,8-2,2 штук на 1000 человек.  [7]

Быстрый рост популярности СИМ связан с тем, что они имеют ряд преимуществ по сравнению с автомобилем:

– экономия на поездках: по сравнению с личным автомобилем СИМ стоят значительно меньше, также они не требуют расходов на страховку, не облагаются транспортным налогом, не потребляют дорогое горючее топливо. Если же сравнивать стоимость аренды, то цена за минуту использования электрического самоката колеблется около 5 рублей, в то время как сервисы каршеринга предоставляют автомобили от 10 рублей в минуту.

– экологичность: автомобили – главный источник загрязнения воздуха в городе. В отличие от них, электрические средства индивидуальной мобильности при эксплуатации не выбрасывают в окружающую среду CO2 и практически не выделяют твердых частиц.

- высокая маневренность: средства индивидуальной мобильности позволяют подъезжать непосредственно к месту назначения, также их можно припарковать прямо у входа.

О том, что средства индивидуальной мобильности из развлечения превращаются в полноценный городской транспорт, говорит то, что только 15-30% поездок на электрических самокатах совершается с развлекательной целью. [7]

Не однозначно мнение властей относительно средств индивидуальной мобильности. С одной стороны, новый вид транспорт приносит пользу для развития городов, так как позволяет повысить мобильность граждан без существенной нагрузки на транспортную систему. Но средства индивидуальной мобильности несут и проблемы для города. Связаны они, в первую очередь с безопасностью дорожного движения – быстро распространившись, электросамокаты стали причиной аварий на дорогах.  Так, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ в 2020 году количество ДТП с участием СИМ, оснащённых электродвигателем, выросло более, чем в 8 раз. Динамика ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, оснащённых электродвигателем, представлена на рисунке 1.[2, с. 48]

 

 

      Стоит отметить, что в приведенной статистике учитывались только ДТП с участием автомобилей. Можно предположить, что еще множество инцидентов произошло с участием обычных пешеходов.

Основной проблемой безопасности движения СИМ выступает неопределенность их правового статуса. Ведь по правилам дорожного движения пользователь средства индивидуальной мобильности – пешеход, то есть он имеет право передвигаться по тротуарам. При этом его скорость заметно выше, чем у пешеходов, что подвергает опасности последних.

Многие страны уже приняли меры по регулированию движения средств индивидуальной мобильности. Эти меры приведены в таблице 1 [5].

 

Таблица 1 – Методы регулирование средств индивидуальной мобильности за рубежом

 

Страна

Максимальная скорость, км/ч

Максимальная мощность, Вт

Движение по тротуару

Минимальный возраст, лет

Германия

20

500

Запрещено

14

Великобритания

Запрещено

Запрещено

Запрещено

Запрещено

Франция

25

Не установлена

Запрещено

8

США

20

750

Разрешено

16

 

Самая жесткая политика по отношению с СИМ у британских властей – они ввели полный запрет на использование электросамокатов в общественных местах.

Власти России более лояльны по отношению к новому виду транспорта. Но пока что правовое регулирование СИМ осуществляются только на региональном уровне. Так, Департамент транспорта Москвы ввел ограничения на распределение самокатов: 30% - внутри Садового кольца, 30% - между Садовым кольцом и ТТК, 40% - за пределами ТТК. Также были введены особые «медленные зоны», в которых максимальная скорость СИМ ограничена 15 км/час, в остальных местах разрешено разгоняться до 25 км/час. Меры по регуляции использования средств индивидуальной мобильности вводятся и в других крупных российских городах. В основном эти правила определяют максимальную скорость движения, а также зоны, в которых использование СИМ ограничено или запрещено.

Что касается регулирования средств индивидуальной мобильности на федеральном уровне – с 2019 года ведется работа над изменениями в Правилах дорожного движения. Планируется ввести определение «средство индивидуальной мобильности», чтобы водители этих транспортных средств с точки зрения закона не считались пешеходами. Также будет установлено максимальное ограничение скорости и массы СИМ, должны быть описаны правила движения по тротуару и проезжей части с учетом возраста пользователя. На конец 2021 года над изменениями в Правила дорожного движения ведется работа, МВД заявляет, что полностью статус электросамокатов должен быть определен к середине 2022 года.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на своё удобство, средства индивидуальной мобильности не смогут полностью заменить личный автомобиль, так как они не позволяют совершать поездки с семьей, перевозить багаж. Кроме того, играют роль и климатические условия - в отличие от европейских стран, где СИМ уже получили широкое распространение, в России гораздо более холодный климат, который накладывает ограничения на использование индивидуальных транспортных средств. И всё же, средства индивидуальной мобильности – перспективный вид транспорта, который может частично снять нагрузку как с частного, так и общественного транспорта.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Постановление правительства РФ «О внесении изменений
в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» (проект)

Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021, 79 с.

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/108222 (дата обращения: 25.12.2021)

Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/news/item/76526073/ (дата обращения: 25.12.2021)

Межрегиональная общественная организация «Координационный совет по организации дорожного движения» [Электронный ресурс]. URL: https://ksodd.ru/pdf/science/2020/RTR%202020%20Луговенко%20В.В..pdf (дата обращения: 25.12.2021)

Inc. Russia [Электронный ресурс]. URL: https://incrussia.ru/understand/kicksharing-2/ (дата обращения: 25.12.2021)

Трушеринг [Электронный ресурс]. URL: https://truesharing.ru/tp/28275/#1 (дата обращения: 25.12.2021)

TomTom Traffic Index – обзор уровня загруженности дорог [Электронный ресурс]. URL: https://www.tomtom.com/en_gb/traffic-index/ (дата обращения: 25.12.2021)

 

Smirnova Zh.V.

Russian University of Transport

(Moscow, Russia)

 

Samarsky I.R.

student

Russian University of Transport

(Moscow, Russia)

 

INDIVIDUAL MOBILITY ANALYSIS

AS A NEW URBAN TRANSPORT

 

Abstract: this article deals with the problems of the urban transport system. The analysis of means of individual mobility as a new urban transport has been carried out.

 

Keywords: urban transport system, means of individual mobility, new way of transportation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Смирнова Ж.В., Самарский И.Р. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК НОВОГО ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА // Вестник науки №1 (46) том 5. С. 173 - 181. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5240 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5240



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.