'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 5
  4. Научная статья № 3

Просмотры  111 просмотров

Демидова С.А.

  


РОЛЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье представлен опыт реализации образовательной общеразвивающей программы «АРТ-люди» учреждения дополнительного образования в г. Магадане   

Ключевые слова:
образовательная программа, взаимодействие родителей и детей, развитие ребенка, совместная деятельность, творчество   


УДК 37

Демидова С.А.

студент магистратуры

Северо-Восточный государственный университет

(Россия, г. Магадан)

 

РОЛЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в данной статье представлен опыт реализации образовательной общеразвивающей программы «АРТ-люди» учреждения дополнительного образования в г. Магадане.

 

Ключевые слова: образовательная программа, взаимодействие родителей и детей, развитие ребенка, совместная деятельность, творчество.

 

В современном мире все большую востребованность имеют студии, кружки, секции разной направленности в системе дополнительного образования. Одно из востребованных и актуальных направлений - художественное (ИЗО-студии).

Искусство рисования берет свое начало с доисторических времен. Оно всегда было неразрывно связано с самим человеком и окружающей его действительностью. Отражая мир в рисунке, человек, с одной стороны, стремится передать изображаемый объект с натуры или по памяти, а с другой – выразить свое понимание объекта и отношение к нему.

Рисунок – это изображение, выполненное от руки с помощью линей, штрихов, светотеневых пятен на каком – либо материале (бумаге, пергаменте, картоне, стекле и т.д.) карандашом, углем, цветными мелками, фломастерами, тушью либо другими материалами.

Рисунок может быть использован для предварительного изучения предмета творчества, выполненного в другой художественной технике (живописи, витраже, скульптуре и др.) или служить эскизом для более фундаментального художественного произведения [1, с.5-8].

Для ребенка рисование – это игра. Свои работы он создает спонтанно и радостно. О творчестве детей психолог Стефан Шуман писал, что «оно представляет собой обширный, богатый мир, которые и сами взрослые когда-то переживали: мир духовной свежести и начала жизни». Конечно, искусство детей не тождественно искусству взрослых. Если для взрослого человека оно ассоциируется со сферой эстетики и красоты, то для ребенка это, прежде всего средство самовыражения [2, с.10].

В Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» (далее ДЮЦ) работают восемь центров с множеством студий и объединений как образовательных, так и досуговых. Но лишь в одном из этих центров (центре «ПРОдвижение») есть ИЗО -студия «АРТ-люди», где учащиеся обучаются азам рисования, используют разные техники живописи. Студия востребована уже не первый год. В ней занимаются дети из разных микрорайонов г. Магадана. Возраст учащихся, которые посещают занятия, с 7 лет до 13 лет.

Главной задачей для педагога на занятиях - показать учащимся, что искусство - это намного больше, чем просто рисунки и картинки. На занятиях созданы необходимые условия и микроклимат для самовыражения воспитанников. В ИЗО-студии деятельность осуществляется по образовательной программе «АРТ-люди». Программа является пособием по обучению воспитанников, проводником в художественный мир, через познания основ живописи и практики исполнения различных техник («Акварель, «Гуашь», «Пастель», «Акрил», «Нетрадиционных техник рисования» и др.) [3].

Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что знания, полученные в ходе изучения курса программы, дают учащемуся огромную теоретическую и практическую базу для самостоятельного самовыражения и написания картин посредством полученных знаний. Программа выстроена таким образом, что дети с первых уроков вовлекаются в процесс познания рисунка и живописи. Программа «АРТ-люди» рассчитана на развитие способностей всех детей, а также детей с высоким уровнем познавательной активности, склонных к исследовательской деятельности в области рисования. Годовой курс (учебный год длится 9 месяцев) по обучению живописи предполагает раскрытие талантов детей. Для этого в течение года учащиеся активно принимают участие в Международных, Всероссийских, Региональных, Областных и др. конкурсах и выставках. Учащиеся должны видеть свое творчество и творчество своих одногруппников, при этом каждый ребенок должен быть поощрен за свои достижения. Награда мотивирует к соперничеству и освоению еще большего количества материала.

Цель программы – способствовать формированию познавательного интереса к изобразительному искусству, творческой активности, увлечённости процессом рисования.

Задачи программы:

Обучающие направлены на ознакомление с материалами их свойствами и техниками исполнения рисунка, формирование навыков создания образов, проектов, творческих работ, изучение видов, стилей и направлений искусств, закрепление и расширение знаний по учебным предметам, связанным с изобразительным искусством.

Развивающие направлены на развитие пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности, фантазии, восприимчивости к окружающему миру, умение понимать красоту; развитие у детей изобразительных способностей, развитие у детей мелкой моторики рук, глазомера.

Воспитательные направлены на воспитание интереса и любви к искусству, воспитание чувства товарищества, трудолюбия, аккуратности в работе,

Направленность программы. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Образовательная программа ориентирована на повышение качества подготовки учащихся к жизни в современном обществе. В системе дополнительного образования данная направленность является одним из важнейших факторов развития ребёнка: нравственного, умственного, эстетического и трудового. Занятия по живописи тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственное мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.

Новизна программы заключается в реализации творческого потенциала через активное участие в выставках, конкурсах и в других мероприятиях. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий: картин, открыток, как сувениры.

Период с 7-13 лет является, наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций, прививание эстетических задатков, различных навыков и умений. Методически грамотное развитие в данном направлении, помогает лучше подготовить ребенка к обучению и познанию, расширяет возможности детей, пробуждает воображение и максимально реализует его творческие потенциальные способности.

Процесс обучения и воспитания основывается на строго дифференцированном подходе к детям с учетом их возрастных и индивидуальных способностей. Учитывается то, что важным фактором в освоении программы является заинтересованность детей, изыскиваются такие формы занятий, которые бы способствовали пробуждению наибольшего интереса.

Проверка знаний воспитанников проводится в течение учебного года на всех этапах обучения. За каждую выполненную работу по теме ребенок получает оценку в дневнике педагогических наблюдений педагога. Уровень выполнения работы оценивается по цифровой отметки: высокий уровень – отметка 5, средний – отметка 4, низкий уровень – 3. Здесь же оценивается активность воспитанников: участие в выставках, конкурсах и пр. В конце учебного года наиболее инициативные учащиеся награждаются грамотами МБУДО «ДЮЦ».

В середине и конце учебного года проводится выставка-конкурс полугодовых и итоговых работ внутри объединения, выставка-конкурс оценивается педагогом объединения и другими педагогами МБУДО «ДЮЦ», имеющих образование по живописи и рисунку. Призеры получают грамоты за первое, второе, третье места в номинации «Рисунок».

Всем воспитанникам, успешно прошедших обучение в объединение, выдаётся «Удостоверение» о прохождении образовательной программы «Арт-люди».

Процесс обучения по программе построен так, что позволяет привлекать родителей воспитанников в течение учебного года для проведения семейных мастер-классов по рисованию совместных картин. Такой вид деятельности популярен, и родители вместе с детьми с радостью принимают участие в такого рода занятиях. На мастер-классах педагог ставит перед родителями и детьми задачи распределения ролей и порядка работы ы паре. Все участники справляются с задачами, но не всегда им удается договорится между собой, педагог помогает им в этом.

Совместная творческая деятельность членов семьи в форме мастер-класса оказывает положительное влияние на:

- характер взаимоотношений между детьми и родителями. Он становится более доверительным;

- сплоченность семьи, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью;

- способность адекватно оценивать свои и чужие способности и др.

Мастер-класс как форма организации деятельности имеет положительный эффект влияния и может быть использоваться как средство формирования и укрепление семейных ценностей и традиций. Вовлечение родителей в творческую деятельность ребёнка формирует позитивное отношение к ИЗО-студии и учреждению дополнительного образования в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Рисование и живопись. Урок. 1: Учебное пособие / Ребане О.И. – Харьков. : ЕШКО, 2000. – 40 с. - С. 5-8.

Рисование и живопись. Урок. 6: Учебное пособие / Ребане О.И. – Харьков. : ЕШКО, 2000. – 40 с. – С.10.

Интернет источник: http://mgdnkids49.ru.

 

Demidova S.A.

Master's degree student

North-Eastern State University

(Magadan, Russia)

 

THE ROLE OF GENERAL DEVELOPMENT PROGRAMS

IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

 

Abstract: this article presents the experience of implementing the educational general development program "ART people" of the institution of additional education in Magadan.

 

Keywords: educational program, interaction of parents, interaction of children, child development, joint activity, creativity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Демидова С.А. РОЛЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №5 (50) том 5. С. 18 - 23. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5679 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5679



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.