'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 5
  4. Научная статья № 24

Просмотры  105 просмотров

Виноградова С.Э.

  


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УЧАСТИЯ ТРЕТЬИХ ЛИЦ, НЕ ЗАЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДМЕТА СПОРА *

  


Аннотация:
статья посвящена рассмотрению вопроса о необходимости привлечения в гражданский процесс третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. В научной работе проанализировано влияние привлечения третьих лиц данной категории на процессуальную экономию   

Ключевые слова:
гражданский процесс, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, процессуальная экономия, процессуально-правовой интерес   


УДК 347.921.3

Виноградова С.Э.

студентка

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УЧАСТИЯ ТРЕТЬИХ ЛИЦ,

НЕ ЗАЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДМЕТА СПОРА

 

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса о необходимости привлечения в гражданский процесс третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. В научной работе проанализировано влияние привлечения третьих лиц данной категории на процессуальную экономию.

 

Ключевые слова: гражданский процесс, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, процессуальная экономия, процессуально-правовой интерес.

 

Институт третьих лиц в гражданском процессе является важнейшим процессуальным средством, способствующим разрешению споров в различных сферах общественной жизни (гражданских, трудовых, жилищных, брачно-семейных, наследственных, предпринимательских и других). Привлечение третьих лиц помогает рассмотреть сложившуюся ситуацию с разных сторон, прояснить детали дела, если стороны или одна из них желает скрыть какие-либо обстоятельства, а также защитить права участников процесса. Данный институт всегда вызывал интерес в юридической науке, особенно проблемной является категория третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, а именно вопрос о ее  практической значимости и необходимости.

ГПК РФРФР в ст. 43 определяет, что третьи лица, которые не заявляют самостоятельные требования относительно предмета спора, вступают в дело до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу на стороне истца или ответчика [1]. Так, например, по искам уступок прав требования и искам новых кредиторов к должникам, возможно привлечение первоначального кредитора на стороне истца в качестве третьего лица в связи с тем, что участие первоначального кредитора в процессе позволит оказать помощь в защите своих прав истцу.

Основанием участия в процессе третьих лиц без самостоятельных требований чаще всего является наличие регрессного обязательства. Как подчеркивают некоторые ученые, например, Д. А. Гузий, осуществление данного права регресса подтверждает практическую значимость участия данных субъектов. Помимо этого, необходимость привлечения третьих лиц связывается и с тем, что в одном процессе могут рассматриваться сразу два дела: между истцом и ответчиком и между третьим лицом и одной из спорящих сторон. Д. А. Гузий полагает, целесообразен подход совместного рассмотрения основного и регрессного исков [2].

Основным критерием вступления третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, является наличие юридического интереса. Говоря о третьих лицах, не заявляющих самостоятельных требований, необходимо учитывать характер их интереса, однако в законодательстве содержание их интереса не раскрывается. В связи с этим в науке существует несколько подходов к рассмотрению этого вопроса [3].

Один из них говорит о том, что юридическая заинтересованность такого лица является строго процессуальной и заключается в том, чтобы дело было решено в пользу той стороны, к которой третье лицо присоединяется. Как указывает К.С. Рыжков, такого мнения придерживаются А. Х. Гольмстен, М. А. Викут и А. А. Лукьянцев [3]. Некоторые ученые (например, С. Моисеев) подчеркивают материально-правовую заинтересованность - наличие материальных правоотношений между ним и одной из сторон [4, с.19]. С этим мнением можно поспорить, так как не во всех случаях третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, имеют в процессе материально-правовую заинтересованность.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, являются значимыми процессуальными фигурами – такую точку зрения поддерживает большинство ученых, высказывая мнение о необходимости участия данных субъектов. В современной науке существует и противоположное мнение - участие данной категории третьих лиц способно затруднить получение судебной защиты, а потому необходимость в таком участии отсутствует.

Спорным в юридической науке является вопрос о влиянии вступления в процесс третьих лиц данной категории на процессуальную экономию. ГПК РФ содержит норму, указывающую на соблюдение данного принципа. В п.4 ч.4 ст.330 содержится положение о том, что судебное решение может быть отменено, если оно затрагивает права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле [1]. Таким образом, привлечение третьих лиц становится необходимым. В противном случае возможна отмена решения суда и, как следствие, нарушение принципа процессуальной экономии [5].

Однако привлечение третьих лиц может, наоборот, затягивает процесс, а в отдельных случаях невозможно точно определить перечень лиц, которых необходимо привлечь в качестве третьих лиц без самостоятельных требований. Несомненно, участие в процессе третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в определенной мере является усложнением субъектного состава, что создает необходимость обеспечения их полноценного участия в деле. Так, возможна ситуация, при которой привлечение третьих лиц без самостоятельных требований создает препятствия для реализации принципа процессуальной экономии.

В противовес вышесказанному данная категория третьих лиц обеспечивает выполнение целого комплекса процессуальных задач. Участие в процессе третьих лиц дает возможность наиболее полного исследования всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, вместе с тем способствует наиболее эффективному разрешению и рассмотрению спора, определяет права и обязанности других участников процесса и защищает их интересы в процессе рассмотрения дела, вынести законное и обоснованное решение по делу. Вместе с тем исключается возможность вынесения противоречивых решений в отношении одного и того же предмета спора. Обратимся к более конкретному примеру из судебной практики. Между обществом АО «Альфастрахование» (заказчик) и ИП Галеевым Ф.Ф. (исполнитель) заключен договор о ремонте транспортных средств. 12.07.2019 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля под управлением Рахимзяновой М.А., гражданская ответственность которой застрахована в обществе «Альфастрахование».  Рахимзянова М.А. обратилась с заявлением о наступлении страхового случая. АО выдало направление на ремонт на станцию технического обслуживания (ИП Галеев Ф.Ф.). После получения автомобиля Рахимзянова М.А. обнаружила на нем недостатки выполнения ремонтных работ. Рахимзянова М.А. написала заявление об отказе от ремонта и потребовала произвести выплату. Между Рахимзяновой М.А. и АО было заключено соглашение о выплате. Истец, полагая, что понес убытки, связанные с устранением недостатков ремонта направил в адрес ИП претензию с требованием о возмещении убытков.

При возникновении спора суд привлек станцию технического обслуживания и Рахимзянову М.А к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Исковые требования АО "АльфаСтрахование" суд удовлетворил [6].

Таким образом, участие третьих лиц в гражданском процессе необходимо в целях обеспечения надлежащей судебной защиты прав и интересов сторон и самих третьих лиц, организаций, вступающих в судебное разбирательство, всесторонней оценки обстоятельств. Вопрос о соблюдении процессуальной экономии при привлечении третьих лиц остается спорным, с одной стороны третьи лица способствуют наиболее быстрому разрешению спора, с другой – затягивают процесс. Средством реализации принципа процессуальной экономии в данном случае может выступать совместное разрешение основного и регрессного исков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 10.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // Российская газета. 2002. 20 ноября.

Гузий Д. А. Участие в гражданском судопроизводстве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в свете достижения процессуальной экономии // Актуальные проблемы российского права. 2021. №5 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-v-grazhdanskom-sudoproizvodstve-tretih-lits-ne-zayavlyayuschih-samostoyatelnyh-trebovaniy-otnositelno-predmeta-spora-v (дата обращения: 18.04.2022).

Рыжков Константин Сергеевич Определение интереса третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в гражданском процессе // Вестник ЧелГУ. 2015. №25 (380). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-interesa-tretih-lits-ne-zayavlyayuschih-samostoyatelnye-trebovaniya-otnositelno-predmeta-spora-v-grazhdanskom-protsesse (дата обращения: 05.04.2022).

Моисеев, С. О праве истца привлекать третьих лиц// Арбитр. и гражд. процесс. 2007. № 8. С. 19.

Рыжков Константин Сергеевич Реализация принципа процессуальной экономии при вступлении в процесс третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора // Вестник ЧелГУ. 2013. №27 (318). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-protsessualnoy-ekonomii-pri-vstuplenii-v-protsess-tretih-lits-ne-zayavlyayuschih-samostoyatelnye-trebovaniya (дата обращения: 05.04.2022).

Решение от 22 октября 2021 г. по делу № А07-25261/2020 Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС Республики Башкортостан):  https://sudact.ru/arbitral/doc/WsS5oXalwQ6C/

 

Vinogradova S.E.

student

Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

PRACTICAL SIGNIFICANCE OF THE PARTICIPATION

OF THIRD PARTIES, THOSE WHO DO NOT MAKE

INDEPENDENT CLAIMS REGARDING THE SUBJECT OF THE DISPUTE

 

Abstract: the article is devoted to the consideration of the need to involve third parties in civil proceedings who do not make independent claims regarding the subject of the dispute. The impact of the involvement of third parties of this category on procedural economy is analyzed in the scientific work.

 

Keywords: civil procedure, third parties who do not declare independent claims, procedural economy, procedural & legal interest.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Виноградова С.Э. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УЧАСТИЯ ТРЕТЬИХ ЛИЦ, НЕ ЗАЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДМЕТА СПОРА // Вестник науки №5 (50) том 5. С. 136 - 141. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5700 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5700



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.