'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 5
  4. Научная статья № 30

Просмотры  78 просмотров

Князькин С.И., Рубцов В.В.

  


ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ *

  


Аннотация:
в статье автор пытается выявить особенности рассмотрения судами дел, возникающих из публичных правоотношений   

Ключевые слова:
судопроизводство, публичные правоотношения, рассмотрение дела в суде   


УДК 34

Князькин С.И.

кандидат юридических наук, доцент

Российский государственный университет правосудия

(г. Москва, Россия)

 

Рубцов В.В.

студент магистратуры

Российский государственный университет правосудия

(г. Москва, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ,

ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Аннотация: в статье автор пытается выявить особенности рассмотрения судами дел, возникающих из публичных правоотношений.

 

Ключевые слова: судопроизводство, публичные правоотношения, рассмотрение дела в суде.

 

Административное процессуальное законодательство тесно связано с гражданским и арбитражным законодательством. Они основаны на общих принципах юридической помощи и определяют порядок работы одного и того же органа юридической помощи – суда. Такие институты, как юрисдикция, процессуальные условия, судебные решения, доказательства и доказательства, процедуры пересмотра судебных актов и ряд других, являются межотраслевыми учреждениями и присущи как административному процессуальному праву, так и этим отраслям. Помимо общих правил, характерных для всех видов процедур, в КАС РФ есть отдельный раздел, содержащий характеристики процедур в определенных категориях административных процедур. Детальное рассмотрение правил КАС РФ позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях общие положения других процессуальных законов фактически повторяются.

Примером может служить содержащиеся в КАС РФ общие принципы правосудия, реализуемые в любом из видов судопроизводства (независимость судей при осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, законность при рассмотрении дел, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон и др.). Видимо, по замыслу законодателя, внедрение данных норм должно сблизить порядок рассмотрения административных дел в судах общей юрисдикции с порядком рассмотрения таких дел в арбитражных судах.

При принятии нового процессуального закона законодатели были намерены сформулировать специальные правила разрешения споров с участием публичных субъектов, поскольку в обычном судебном разбирательстве стороны спора находятся в равном положении, но в публичных правоотношениях субъекты не равны. Таким образом, положения КАС РФ призваны отражать конкретные обстоятельства административных процедур и обеспечивать баланс интересов всех сторон.

Справедливо заметить, что существенным недостатком КАС РФ является то, что он сохраняет двойственность законов и нормативных актов об административном судопроизводстве, поскольку нормы АПК РФ о порядке рассмотрения дел о публичных правоотношениях в арбитражных судах все еще действуют.

Итак, главы 23-26.2 ГПК РФ утратили силу с 15 сентября 2015 года, в соответствии с порядком административного судопроизводства суд теперь не только рассматривает и разрешает дела, возникающие из административных правоотношений, но также рассматривает и разрешает конституционные и налоговые вопросы.

Названием этого вида судопроизводства подчеркивает:

  1. публичный характер правоотношений как предмет судебного разбирательства;
  2. добровольное участие в гражданских делах представителей власти – неравный статус участников.

Эти две причины также определяют способ возбуждения таких дел – оспаривание путем подачи заявления вместо подачи иска.

Особенности процедуры рассмотрения и разрешения дел о публичных правоотношениях:

  • они не должны содержать явных споров о правах;
  • некоторые виды претензионных процедур не применяются;
  • активизировалась деятельность судов и прокуратуры в этом процессе;
  • четкие правила, которые не применяются к заочным процедурам;
  • если суд не связан доводами и доводами для предъявления иска;
  • если суд может заблаговременно запросить доказательства, бремя доказывания лежит на учреждении, которое приняло нормативный правовой акт, или на лице, которое приняло спорное решение или предприняло действия (не предприняло действий).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публич­ных правоотношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных публичных правоотношениях неприменимы некоторые категории искового производства.

Очевидным представляется, что особенностью процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих в результате административных и иных публично-правовых отношений, является их рассмотрение по общим правилам гражданского судопроизводства с использованием арбитражной формы, специфики АПК РФ и с учетом процессуальных особенностей, вытекающих из КоАП РФ

В административном процессе присутствуют те же черты административно-процессуальных правоотношений, что и в гражданском или арбитражном. Отсутствуют объективные предпосылки рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, различными процессуальными регламентами. Если публичные споры рассматривать по общим правилам гражданского судопроизводства не будет нарушено право на судебную защиту.

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, включая, в частности, право на возбуждение судебного разбирательства в разумные сроки и право на совершение судебных актов в разумные сроки. Это достигается путем создания государством процессуальные условия для эффективного и справедливого рассмотрения дел, а также организация и обеспечение своевременного и эффективного исполнения судебных актов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [с учетом поправок] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 03.03.2022).

Мурзина, Л. И. Проблемы реформирования административного законодательства // Вестник Пензенского государственного университета. – 2014. – №4. – URL: https://rucont.ru/efd/549601 (дата обращения: 14.05.2021)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_37800 (дата обращения: 01.03.2022).

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения: 09.11.2021).

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_39570 (дата обращения: 09.11.2021).

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/ (дата обращения: 01.08.2021).

 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Князькин С.И., Рубцов В.В. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ // Вестник науки №5 (50) том 5. С. 172 - 176. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5706 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5706



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.