'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 5
  4. Научная статья № 33

Просмотры  101 просмотров

Тамазаев С.А.

  


КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности компенсации морального вреда, как последствия оказания медицинских услуг при отсутствии их должного качества, анализируются пути реализации её осуществления в различных гражданско-правовых казусах, регулируемых общими нормами гражданского законодательства и нормами, отражающими специфику сферы медицины   

Ключевые слова:
моральный вред, оказание услуг, медицина, компенсация пациенту   


УДК 347.426.4

Тамазаев С.А.

студент 3 курса юридического факультета

кафедры гражданского права

Дагестанский государственный университет

(Россия, г. Махачкала)

 

КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА

КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности компенсации морального вреда, как последствия оказания медицинских услуг при отсутствии их должного качества, анализируются пути реализации её осуществления в различных гражданско-правовых казусах, регулируемых общими нормами гражданского законодательства и нормами, отражающими специфику сферы медицины.

 

Ключевые слова: моральный вред, оказание услуг, медицина, компенсация пациенту.

 

В условиях бурного развития области эстетической хирургии вопросы компенсации морального вреда при некачественном оказании медицинских услуг приобретают особую актуальность. На сегодняшний день на территории Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан, появляется все больше частных медицинских клиник, специализирующихся в области пластической хирургии и других востребованных областях, что, к сожалению, в свою очередь порождает все большее количество прецедентов оказания некачественной помощи и вытекающие из них судебные споры пациентов с клиниками.

Оформляются данные отношения заключением договора возмездного оказания медицинских услуг. Основанием возникновения отношений по оказанию пациенту медицинских услуг является его добровольное и информированное согласие. Чтобы определить согласен ли пациент на то или иное медицинское вмешательство, он должен знать саму суть этого вмешательства, с какой целью оно осуществляется, нужно ли оно ему, для получения ответа на эти вопросы, оказанию медицинской услуги предшествует информирование пациента о ее значении, необходимости, последствиях. Однако информирование пациента об оказываемой ему медицинской помощи не предполагает «пичкание» его медицинской терминологией, наукообразными названиями вмешательств, процедур. Пациент должен конкретно понять, чего он лишится и что приобретет в результате оказания медицинской услуги. Согласие пациента на оказание медицинской услуги, даже в случаях правомерного ее оказания позволяет отделить правомерное причинение повреждений от неправомерного.

На практике суды трактуют согласие пациента, как определенные «рамки» для врача, строго в пределах, которых он вправе оказывать медицинскую помощь. Выходить за указанные «рамки» врач не вправе, если изначально было оговорено достижение результата, осуществляя медицинское вмешательство только в пределах соответствующих границ, а также, в случае если речь не идет об экстренных ситуациях. Так, Мещанский суд г. Москвы рассматривал уголовное дело в отношении достаточно популярного в области пластической хирургии врача, печально известной клиники «Меландж», в рамках которого был заявлен гражданский иск о компенсации морального вреда в размере 10 млн. рублей. Суть требований заключалась в том, что врач в ходе операции безосновательно вышел за рамки данного пациентом согласия и, вместо проведения классической операции «риносептопластика», решил провести ее посредством забора реберного хряща, тем самым повредив легкое пациентки.

Кроме того, как правило, пациенты охотно соглашаются на проведение указанной выше операции после того, как врачи посредством метода компьютерного моделирования показывают пациенткам еще до операции их будущий нос. Но, результаты, к сожалению, не всегда соответствуют предварительной модели. Так, Ленинский районный суд г. Санкт-Петербург взыскал с клиники компенсацию за некачественно оказанную услугу, так как экспертиза, проведенная в судебном разбирательстве, установила, что внешний вид носа пациентки после операции, и фото носа показанное пациентке методом компьютерного моделирования имеют существенные отличия.

Как показывает практика суды в России достаточно «неохотно» удовлетворяют крупные суммы морального вреда, чего нельзя сказать об указанных нами случаях, когда пациенткам удалось взыскать достаточно крупные суммы, создав тем самым «прорывную» практику.

Но, случаи ограничения прав пациентов все-таки имеют место. Стоит вспомнить, достаточно спорное и вызвавшее у ученых дискуссии Определение ВС № 44-КГ19-7 от 2019 года, где Верховный суд посчитал, что в тех случаях когда медицинская помощь оказывается в рамках ОМС, пациент не является потребителем и не получает привилегий предусмотренных Законом о защите прав потребителей, что по моему мнению прямо противоречит п. 9 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17, и лишает пациентов не заключивших с клиникой прямой возмездный договор ряда привилегий, которым закон их наделяет.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) (собрание законодательства российской федерации, 1996, No 5, ст. 410).

Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131885/

Тихомиров А.В. Теория медицинской услуги и медицинского деликта // учебно-научное пособие - М. : НП ИЦ «ЮрИнфоЗдрав», 2012. - 110с.

Медицинское право: теория и практика. М.: Национальный институт медицинского права, 2015. Том 1. No 2 (2). 298 с.

 

Tamazaev S.A.

3rd year student of the Faculty of Law

departments of civil law

Dagestan State University

(Russia, Makhachkala)

 

COMPENSATION FOR MORAL DAMAGE

AS A WAY TO PROTECT THE RIGHTS OF PATIENTS

 

Abstract: this article discusses the features of compensation for moral harm, as a consequence of the provision of medical services in the absence of their proper quality, analyzes the ways of implementing its implementation in various civil law cases, regulated by general norms of civil law and norms that reflect the specifics of the field of medicine.

 

Keywords: moral harm, provision of services, medicine, compensation to patient.

 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Тамазаев С.А. КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ // Вестник науки №5 (50) том 5. С. 188 - 191. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5709 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5709



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.