'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 5
  4. Научная статья № 44

Просмотры  101 просмотров

Уксусникова К.Е., Каликанов С.В.

  


РОЛЬ МИФА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности мифа как элемента общественных отношений, выделяются его виды, функции и особенности, анализируется его роль и значение в различных сферах общества, особое внимание уделяется политической мифологии России в контексте современной геополитической ситуации   

Ключевые слова:
мифология, культура, культурная политика, общество, политический миф, общественная безопасность   


УДК 304.42

Уксусникова К.Е.

студентка 1 курса

Самарский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний

(Россия, г. Самара)

 

Каликанов С.В.

к.ф.н., доцент кафедры философии и общегуманитарных дисциплин

Самарский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний

(Россия, г. Самара)

 

РОЛЬ МИФА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности мифа как элемента общественных отношений, выделяются его виды, функции и особенности, анализируется его роль и значение в различных сферах общества, особое внимание уделяется политической мифологии России в контексте современной геополитической ситуации.

 

Ключевые слова: мифология, культура, культурная политика, общество, политический миф, общественная безопасность.

 

Миф – специфический способ исследования и познания человеком окружающей действительности. В самом общем виде миф – это результат человеческих попыток осмыслить мир в тех моментах, которые не поддаются прямой непосредственной проверки и подтверждению с помощью наших органов чувств и восприятия.

Корни мифа уходят в далекое прошлое, в некотором смысле его можно назвать современником человека.

Изначально мифология выступала в качестве формирующей культуру и даже основополагающей мысли, являясь основой мировоззрения человека и древнего общества. Мифология объясняла происхождение мира и Богов, устройство бытия, природу мира, общества и человека. Миф для человека был единственной реальностью, результатом осмысления окружающего мира человеком и в этом смысле, для человека он был не выдумкой, единственно доступной на тот момент моделью реальности. Как писал об этом известнейший исследователь мифологии А.Ф. Лосев: «Миф – необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая – категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического».

 Наличие мифов в современном обществе показывает феноменальную живучесть этого явления. Изначально миф – это форма освоения мира человеком. Шпенглер писал, что действительность – это мир, соотнесенный с душой. По сути, существование мифа обусловлено самой природой взаимодействия человека и мира, в контексте которого всегда есть зоны неопределённости, в смысле – наличие спектра возможных ответов на интересующие человека экзистенциальные вопросы его бытия. Миф даёт человеку возможность определиться и сделать тот или иной выбор.

Проблема мифотворчества вновь стала актуальной в XXI веке в связи с процессами глобализации и информатизации. Прежде всего нас интересует тема роли мифа в современном мире. Особое внимание стоит уделить существенным чертам и функции социальных мифов, которые остаются востребованными в современных условиях жизни человека. По историческим меркам недавно миф стал превращаться в способ целенаправленного воздействия на общественное сознание, проявляя при этом амбивалентны свойств, играя исторически разные роли в современном обществе. Овладение механизмом и способами функционирования социальных мифов, понимание сути этого явления необходимо для эффективного управления процессом мифотворчества, с тем, чтобы это явление существовало не во вред, а во благо общества.

Итак, что же такое миф в современной культуре?

В условиях развития и при постоянной смене цивилизации, мифология, как таковая, постепенно утратила функцию основы мировоззрения людей. Современная мифология отличается от древней мифологии. Изменились её место и функции в жизни человека и общества.

Прежде всего, в современную эпоху глобализации и информатизации, мифология стала гораздо более разнообразной и приобрела гораздо более широкое значение. Как и в древности, основой существования и силы мифологии и мифологического мышления человека является вера, но имеются и различия, одно из которых – стремление представить миф как объективную реальность, как рациональную, «разумную» картину мира. Эта особенность связана с другой – со стремлением использовать миф в качестве инструмента манипуляции обществом в тех или иных интересах.

Распространение мифов, на первый взгляд, в современной культуре не так широко, но при более детальном анализе современного социального контекста мифическую составляющую в избытке можно обнаружить в повседневной жизни и окружающем обществе. Мифы современности возможно и не являются такими тотально-всеобъемлющими, как в период Древнего мира, и роль их в культуре возможно не так глобальная и глубока, но тем не менее они однозначно оказывают влияние повседневную жизнь людей, на логику их повседневного выбора. Тенденция человека или всего общества верить в мифы остается прежней, хотя и претерпела изменения.

Ещё одним отличием современных мифов является неустойчивость их структуру, подверженность изменениям, которые происходят как под влиянием других мифов, так и вследствие различных социальных изменений и процессов. Из этой особенности вытекает разнообразие и широта содержательного и смыслового наполнения современной мифологии. В современном мире мифология распространилась практически на все сферы человеческой жизни, так что содержание, в отличие от мифа древности, приобретает самые необычные и, казалось бы, неожиданные формы.

Ещё одна особенность современного мифа – стремление к простоте образов, в отличие от глубины и изощрённости мифов древности. Четвёртой характерной чертой можно назвать активное заимствование или даже проекцию в свой контекст фактов, элементов или событий из различных областей деятельности и познания, таких как наука, политика или религия.

Так, если говорить непосредственно о содержании, какие же мифы существуют в современном мире? Если попытаться собрать наиболее известные, распространенные в наши дни мифы, то можно выделить несколько типов мифов, по которым они могут быть распределены: мифы бытовые, мифы околонаучные, мифы смысложизненные, а также – политические мифы.

Бытовые мифы включают в себя различные модернизированные версии старых мифов, которые продолжают существовать с древних времен, даже если они претерпели изменения. Такого рода мифология в современной культуре включает в себя сюжеты о колдовстве, суевериях, приметах, различных существах. Например, мифы о домовом, лесных духах или сглазе, а также ряд суеверных ритуалов, которые многие совершают, даже не задумываясь об этом (рассыпанная соль, разбитое зеркало, перебежавшая дорогу черная кошка и т.д.), а некоторые воспринимают вполне серьезно.

Околонаучные мифы создаются на базе околонаучных фактов, не покрываемыми научным объяснением или, когда нет определённости и возможны разные варианты объяснения происходящего. Мифы, относящиеся к этой категории, не нашли своего научного или какого-либо другого обоснования, но в то же время прочно вошли в повседневную жизнь и сознание людей. Простейшими примерами являются вера в НЛО или инопланетян, а также, например, идея «жизни после смерти». Всё это – околонаучные феномены, существование которых наукой как не доказано, так и не опровергнуто.

Смысложизненные мифы – одни из самых популярных мифов в обществе. Популярность их объясняется самой природой человека, который не может существовать без какого-либо представления о смысле. Чем, если не таким мифом является известная идея о том, что жизненный успех заключается в том, чтобы «построить дом, воспитать сына и посадить дерево»? Смысложизненными мифами переполнена современная реклама, всегда готовая сообщить нам, что для нас должно являться мечтой, чего хотеть и к чему нам стоит стремиться. Тем не менее очевидно, что каждый человек вправе выбирать сам, и нормальным является ситуация, когда он сам является главным участником создания своей жизни.

Пожалуй, самой влиятельной – в глобальном масштабе – в настоящее время является политическая мифология. В современном варианте она, увы, не столько отображает действительность и стремится её объяснить, сколько стремится управлять коллективным сознанием и поведением масс, особенно в периоды политических и экономических кризисов. То есть существенное отличие политической мифологии заключается в том, что она является результатом специальных целенаправленных усилий. Политические мифы создаются, как правило, целенаправленно, в то время как в классическом варианте мифотворчество традиционно носит спонтанный характер. Особенно это характерно для нашего времени – времени развитых информационных технологий. Одно из ярких проявлений современного политического мифа – нацистский миф, культивировавшийся со времён Муссолини и реанимированный современными нацистами Украины с их лозунгом «Украина превыше всего». По сути дела, мы имеем яркий пример создания политического проекта на основании искусственно созданного мифа украинства, задача которого – не объяснить происходящее, а решить определённые политические задачи, как сейчас стало предельно ясно – задачу борьбы с нашей страной, и решить её, практически, любой ценой. При этом следует признать, что нацистский миф пользуется спросом и популярностью в определённых кругах наших современных политических противников. Так же как до последнего момента пользовался популярностью и либеральный миф с его идеями свободы и прав человека, двуличность которого отчётливо продемонстрировали текущие политические события. Современная, стремительно обостряющаяся политическая ситуация, вызовы и угрозы, с которыми сталкивается наша страна говорят о том, что России жизненно необходим свой собственный политический миф, такой, который бы обладал необходимой устойчивостью, «боеспособностью» и привлекательностью. По сути дела, это и есть задача создания «национальной идеи», а точнее – задача её возрождения. Важность наличия национального политического мифа актуализируется в «роковые минуты» истории, которые без сомнения переживает сейчас человечество. Интересно что эту важность понимал и И.В. Сталин, активно обратившийся к исторической традиции России в предвоенные годы. Об этом, например, свидетельствует выход в это время на экраны страны таких фильмов, как «Александр Невский» (1938), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1940). Современная ситуация особенно благоприятно для идейно-политического лидерства России ещё и в силу самодискредитации пропагандируемого Западом политического мифа либерализма.

По сути, Россия находится перед выбором: или обратиться к Традиции и занять предназначенное ей место в истории или перестать быть историческим субъектом. Только исторически исконная для России мифология способна сохранить государство в его настоящих границах, восстановить демографический потенциал, сохранить культуру, вернуть позиции страны в глобальном масштабе.

В заключение ещё раз отметим, что мифы являются органическим элементом человеческого бытия. Они во многом и сейчас являются руководителями действий людей. В современной реальности особенно велико значение и влияние политической мифологии. В силу значения мифов данного типа России жизненно необходима политическая мифология, которая бы позволила ей успешно решить стоящие перед ней задачи выживания и всестороннего развития, преодолеть имеющееся на данный момент угнетающее несоответствие между современным положением России и её историческим, творческим и ресурсным потенциалом. России нужен «русский миф, освещающий бытие России в новом тысячелетии смыслом и видением перспективы», «который возродил бы высокую гражданственность, любовь к Отечеству, к родной истории, к предкам и потомкам».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Кольев А. Политическая мифология. М.: Логос. 2003.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль. 2001.

Шпенглер О. Закат Европы: в 2-х т. Т. 1. М.: «Мысль». 1993

 

Uksusnikova K.E.

1st year student

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary System

(Russia, Samara)

 

Kalikanov S.V.

Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor of the

Department of Philosophy and General Humanitarian Disciplines

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary System

(Russia, Samara)

 

THE ROLE OF MYTH IN MODERN SOCIETY

 

Abstract: this article examines the features of myth as an element of social relations, highlights its types, functions and features, analyzes its role and significance in various spheres of society, special attention is paid to the political mythology of Russia in the context of the modern geopolitical situation.

 

Keywords: mythology, culture, cultural policy, society, political myth, public safety.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Уксусникова К.Е., Каликанов С.В. РОЛЬ МИФА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Вестник науки №5 (50) том 5. С. 236 - 243. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5720 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5720



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.