'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (50) том 5
  4. Научная статья № 67

Просмотры  540 просмотров

Марухин А.П., Колесникова Н.В.

  


РОЛЬ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются представления древних греков о спорте и физической культуре, о влиянии физической культуры на человека, на развитие его личностных качеств   

Ключевые слова:
Древняя Греция, литература, физическая культура, спорт   


УДК 796.011.1

Марухин А.П.

студент

Кемеровский государственный университет

(Россия, г. Кемерово)

 

Колесникова Н.В.

старший преподаватель кафедры физического воспитания

Кемеровский государственный университет

(Россия, г. Кемерово)

 

РОЛЬ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются представления древних греков о спорте и физической культуре, о влиянии физической культуры на человека, на развитие его личностных качеств.

 

Ключевые слова: Древняя Греция, литература, физическая культура, спорт.

 

Из всех народов древнего мира, именно у греков мы находим наиболее подробные размышления о теоретической части спорта и о том, как важна физическая культура для полноценного развития личности. В данной работе мы проверим, какие идеи древних греков о значении спорта и физической культуры в развитии человека потеряли актуальность, а какие - нет. Мы рассмотрим общие представления по указанной теме, актуальные для того времени, а также мнения некоторых мыслителей, изложенные в конкретных произведениях.

Прежде всего, стоит в общих чертах обрисовать картину древнегреческой атлетики. Физическое совершенство для древних греков было одной из наивысших ценностей. Мы можем легко проследить это в древнегреческом искусстве. Обилие изображений спортсменов с инвентарем и прекрасная физическая форма присущи скульптуре и живописи Древней Греции. Хороший гражданин полиса в идеале должен был быть развит как в ментальном, так и в физическом плане.

Как в жизнеописании Ликурга пишет Плутарх, граждане Спарты проводили свободное время пируя и веселясь, либо занимаясь охотой или гимнастикой [3 С. 65]. Мы не можем судить наверняка ни о реальности Ликурга, ни о его законах, однако очевидно, что греческим мыслителям очень импонировало такое представление об образе жизни спартанцев.

Греки занимались физической активностью в специально отведенных для этого местах - в гимнасиях. Эти слова происходят от слова “гимнос”, то есть голый [2 С. 11], что вполне отражает действительность - в гимнасиях занимались в обнажённом виде. Причем, для греков это была важная традиция. Например, когда в платоновском “Государстве” Сократ и его оппоненты доходят до обсуждения темы, стоит ли женщинам заниматься в гимнасиях, одним из поднятых вопросов становится именно вопрос наготы [4 С. 225]. Видимо, античные авторы не могли даже представить себе занятие спортом в другом виде. Однако, мы не можем установить, почему для греков нагота была настолько принципиальной. Для нас эта традиция, очевидно, не актуальна.

Другим важным элементом занятий в гимнасиях было деление по возрасту. Выделяли взрослую и детскую категории [2 С. 14]. Греки вполне понимали, что правильной физической активностью стоит начинать заниматься с малых лет. Такую идею можно найти и в упомянутом выше “Государстве” Платона или, к примеру, в законах Ликурга [3 С. 59].

До занятий в гимнасиях допускали исключительно граждан. В Древней Греции, как и в современном мире, занятие физической культурой считалось одним из важных элементов развития человека как хорошего гражданина. Однако же социальная дифференциация в античности была гораздо более жесткой, поэтому рабов до занятий в гимнасиях и соревнований, как правило, не допускали [1 С. 25] [3 С.92]. С вопросом об участии женщин в тренировках и соревнованиях дело обстоит немного сложнее. К примеру, в Спарте тренировками занимались как мужчины, так и женщины [2 С. 154], в то время как в Афинах такое было бы, скорее, исключением [2 С.157]. Такое неравенство в современном мире не актуально, потому как полноценным гражданином сейчас может считаться не только мужчина, ну а института рабства и вовсе не существует. Идея же о воспитании человека как гражданина через спорт актуальности не потеряла.

Соревновательный аспект физической культуры в Древней Греции был гораздо более важным, чем в современном мире. Конечно, соревновательный спорт в наше время приобрел огромные масштабы, но вместе с тем стал полем деятельности профессионалов. Средний человек сейчас занимается спортом как правило в рекреационных и эстетических целях. В Древней Греции же спорт подразумевал соперничество в том или ином виде, ввиду общей тенденции к конкуренции. Особенно хорошо это заметно в Спарте, где детей буквально заставляли соперничать друг с другом с малых лет. Например, за играми детей всегда присматривали старики и в любой удобный момент пытались вызвать ссору между ними [4 С. 59]. То есть, средний гражданин полиса занимался спортом во многом чтобы превзойти своих сограждан, причем во вполне конкретных соревнованиях, скажем, в борьбе или в беге. Такие условия создавались с целью воспитания в личности любви к конкуренции.

Теперь рассмотрим теоретическое понимание пользы физической культуры для человека в древнегреческой философии. Состояние гармонии тела и души греки называли калокагатией, что переводится приблизительно как “красивый и хороший” [1 С. 1]. Согласно этому идеалу, человек должен совершенствоваться как духовно, так и физически. При этом духовное совершенствование обязано быть и умственным, и нравственным. С одной стороны, может показаться, что данное понятие утратило актуальность в современном мире в связи с сильной специализацией, разделением труда, при котором у человека не хватает времени даже на совершенствование одного аспекта калокагатии. Но такова суть идеала, к которому могут стремиться немногие.

В “Государстве” Платона подробным образом рассматривается вопрос воспитания сословия стражей как наиболее справедливых людей. В их образование, в соответствии с калокагатией, входит мусическое (умственное, нравственное) и гимнастическое воспитание [4 С. 139]. Сократ как действующее лицо диалога оспаривает тезис о том, что между гимнастическим и мусическим воспитанием следует проводить дистинкцию. Он заявляет, что гимнастическое воспитание способствует развитию не только тела, но и души, то есть умственных и нравственных, личностных качеств человека. Главным личностным качеством, которое воспитывает гимнастика, выделяется мужество, то есть храбрость и способность постоять за себя, своих близких и свои убеждения, что в целом соотносится и с некоторыми современными представлениями о пользе физической культуры.

Итак, в Древней Греции полностью осознавали необходимость физической культуры в развитии полноценного человека как личности и имели под этим серьезную теоретическую основу, которая даже напоминает современную. Это не удивительно, потому что философия, которой мы пользуемся для осмысления роли физической культуры в развитии человека, была нами унаследована как раз из тех времён, как и некоторые традиции, те же олимпийские игры. Главным отличием является подход к пониманию, кто такой человек и гражданин и какую личность должна воспитывать физическая культура. Гражданин древнегреческого полиса - это в первую очередь свободный мужчина, который должен активно участвовать в политике, хозяйстве и обороне города, а занятия в гимнасиях должны подготовить его к этому, Гражданин современной страны - человек любого пола и социального статуса, наделенный правами и свободный выбирать, в чём он желает участвовать. Собственно, поэтому современный человек может выбирать различные виды спорта, которые по-разному влияют на его личность, воспитывая разные качества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Daniel A. Dombrowski. Contemporary Athletics & Ancient Greek Ideals // The University of Chicago Press. 2009 С.13-37

Donald G. Kyle. Greek Athletic Competitions The Ancient Olympics and More // Wiley-Blackwell. 2013

Stephen Gaylord Miller. Ancient Greek Athletics // Yale University Press. 2004 С.11-19

Аверинцев С.С., Гаспаров М.Л., Маркиш С.П. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Том первый // Наука. 1994 С. 48-70

Лосев А.Ф., Асмус В.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Собрание сочинений в трех томах. Том 3 // Мысль. 1994

 

Maruhin A.P.

student

Kemerovo State University

(Russia, Kemerovo)

 

Kolesnikova N.V.

Senior lecturer of the Department of Physical Education

Kemerovo State University

(Russia, Kemerovo)

 

THE ROLE OF SPORT AND PHYSICAL

CULTURE IN ANCIENT GREECE

 

Abstract: this article examines the Ancient Greek understanding of sports and physical culture, its influence on a person and on development of a person's individual qualities.

 

Keywords: Ancient Greece, literature, physical culture, sports.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Марухин А.П., Колесникова Н.В. РОЛЬ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ // Вестник науки №5 (50) том 5. С. 377 - 382. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5743 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5743



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.