'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 3
  4. Научная статья № 3

Просмотры  73 просмотров

Милехин М.М.

  


БРЕНД РЕГИОНА С ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ *

  


Аннотация:
в статье представлено определение территориального бренда, инновации. Проанализирован рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Кратко изложены причины отсутствия бренда инновационного региона.   

Ключевые слова:
территориальный бренд, инновация, рейтинг, развитие   


УДК 332.146.2

Милехин М.М.

аспирант кафедры управления инновациями и

коммерциализации интеллектуальной собственности

Российская государственная академия интеллектуальной собственности

(г. Москва, Россия)

 

БРЕНД РЕГИОНА С ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ

 

Аннотация: в статье представлено определение территориального бренда, инновации. Проанализирован рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Кратко изложены причины отсутствия бренда инновационного региона.

 

Ключевые слова: территориальный бренд, инновация, рейтинг, развитие.

 

Высокая конкуренция между территориями приводит к созданию инновационного пути развития экономического пространства на уровне регионов, ключевую роль в котором играет территориальный бренд.

В современной научной литературе дефиниция «территориальный бренд» не получила должного методологического обоснования. Каждый участник интеллектуального рынка, стремящийся дать определение территориальному бренду, исходит из своих корпоративных целей и старается интерпретировать данное понятие в рамках собственной операционной деятельности.

Поскольку в большинстве моделях построения территориального бренда ведущую роль играет туризм (например: событийное мероприятие или историческая предрасположенность), то кажется логичным выделение другой составляющей для успешного построения бренда, а именно – инновационная. Бренд территории, в основе которой лежит инновационное развитие, позволит получить синергетический эффект, аккумулируя все положительные стороны развития двух моделей.

Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [3].

В свою очередь стоит отдельно выделить понятие инновационного потенциала региона – совокупность характеристик территории, определяющих ее способность по созданию и управлению инновациями.

Исходя из определения инновационной деятельности, данной в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике», к ключевым характеристикам региона, определяющим его инновационный потенциал, стоит отнести:

  1. Научная деятельность.

Научная деятельность – деятельность в области инноваций, направленная на формирование и применение новых знаний [2].

Количественные характеристики могут быть выражены как образовательным потенциалом региона (количество учебных заведений, расположенных в регионе, так и количество выпускников, получивших среднее или высшее образование. Также к характеристикам по данному критерию стоит отнести количество исследователей, имеющих ученую степень, а также затраты организаций на проведение НИОКР и число патентных заявок на изобретения.

  1. Технологическая деятельность – деятельность, направленная на создание и обеспечение функционирования инновационных технических средств.

Данная характеристика может быть выражена удельным весом инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг за отчетный период в регионе, а также общим количество организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

  1. Организационная деятельность – совокупность методов инновационной организации внутренней и внешней деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Выражается долей организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, от общего числа организаций, а также имеющих готовые технологические инновации, разработанные собственными силами. Отдельно стоит учесть долю организаций, осуществлявших нетехнологические (маркетинговые и/или организационные) инновации, в общем числе организаций.

  1. Финансовая деятельность – инновационные методы организации деятельности на финансовом рынке.

К показателям данной характеристики стоит отнести следующее: внутренние затраты на исследования и разработки Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций.   

  1. Коммерческая деятельность – сложный комплексный процесс инновационного развития, направленный на структурные изменения, обеспечивающие экономические, технологические и социальные эффекты.

Общий объем экспорта товаров, работ и услуг, так и доля экспорта в общем объеме инновационных товаров, работ и услуг.

Вышеуказанные показатели можно взять из статистических отчетов Росстата: форма № 3-информ, форма № 2-наука, форма № 4-инновация.

Таким образом, совокупность вышеуказанных характеристик позволит сделать вывод о высоком инновационном потенциале региона.

Существуют ряд национальных рейтингов, ранжирующие регионы страны по различным критериям. Как пример, рейтинг инновационного развития субъектов Национального исследовательского института Высшая школа экономики [1]. Тройка лидеров данного рейтинга незыблема уже много лет: г. Москва, г. Санкт-Петербург, республика Татарстан.

Основа лидерства – цифровизация экономики. Именно в данной сфере экономики у лидера рейтинга, г. Москвы, подавляющее преимущество.

Оно получено за счет широкой базы научных и высококвалифицированных работников, грамотной внутренней политики властей региона, обеспечивающей создание технопарков, зон опережающего развития. Также привлечение инвестиций и налоговые льготы для созданных предприятий, цель которых создание инновационного продукта или услуги.

Город Санкт-Петербург и респ. Татарстан из года в год только меняются места в данном рейтинге, но достичь первого места не могут. Причины, по которым это не происходит, заключаются в следующем:

  1. Объем привлеченных инвестиций и субсидий всех уровней бюджета не сопоставимы;
  2. Разница в количестве высококвалифицированных специалистов;
  3. Отсутствие должного объема производственных мощностей;
  4. Несовершенство проводимой внутренней политики, не позволяющей полностью использовать весь потенциал региона.

В настоящее время отсутствует бренд региона г. Москва как инновационного региона. В существующих вариантах отражена только культурная и историческая идентичность, но нет указаний на то, что город является центром инновацией в стране и долгие годы занимает лидирующие позиции в различных национальных рейтингах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Рейтинг инновационного развития субъектов РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 15.09.2022).

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/135919/ (дата обращения: 15.09.2022).

Федеральный закон от 21.07.2011 N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117193#2pZG8HTO4Tn9lV62 (дата обращения: 15.09.2022).

 

Milekhin M.M.

postgraduate student of the department of innovation management and

Commercialization of Intellectual Property

Russian State Academy of Intellectual Property

(Moscow, Russia)

 

BRAND OF THE REGION WITH INNOVATION DEVELOPMENT

 

Abstract: the article presents the definition of territorial brand, innovation. The rating of innovative development of the subjects of the Russian Federation is analyzed. The reasons for the lack of an innovative region brand are briefly outlined.

 

Keywords: territorial brand, innovation, rating, development.   

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Милехин М.М. БРЕНД РЕГИОНА С ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ // Вестник науки №9 (54) том 3. С. 13 - 17. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6193 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6193



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.