'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  56 просмотров

Минегараева Э.З.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС *

  


Аннотация:
в статье проведен анализ формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Рассмотрены Проблемы формирования проектно-исследовательской компетенции. Проведена опытно-экспериментальная работа.   

Ключевые слова:
проектно-исследовательская компетенция, учащиеся, опытно-экспериментальная работа   


УДК 371.398

Минегараева Э.З.

учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

(г. Альметьевск, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

 

Аннотация: в статье проведен анализ формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Рассмотрены Проблемы формирования проектно-исследовательской компетенции. Проведена опытно-экспериментальная работа.

 

Ключевые слова: проектно-исследовательская компетенция, учащиеся, опытно-экспериментальная работа.

 

 Так как современное начального общего образования в начальной школе подразумевает способность ученика обнаруживать необходимую сведение, исследовать ее, обобщать новые знания в базе ранее освоенного использованного материала. Помимо этого, во минувшие года из-за растущего приоритета людского фактора возросла необходимость в школах в научно обоснованных и в то же время ориентированных на практику и апробированных образовательных концепциях, которые повышают свойство обучения учеников, которые могут пробудить в них заинтересованность ко своему формированию, которое связано с реализуемыми возможностями средние учебные заведения также сообщества.

Следовательно, следует создать концепцию формирования проектно-исследовательской компетенции, интегрированную в образовательный процедура, не нарушая его единства.

Значимость этого изучения обусловливается [1, с.88]:

  1. На общественно-государственном уровне необходимостью подготовки учащихся начальных классов к социальной адаптации в обществе;
  2. По социально-педагогическим, ориентация учащихся начальных классов на практическое использование имеющихся знаний, кроме внешнего владения ими, на развитие компетентности знаний;
  3. На научно-теоретической основе необходимость формирования теоретической базы для формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся начальных классов;
  4. Методологические и технологические необходимость изучения надлежащего научно-технического агрегата для результативного развития проектно-исследовательской компетентности учащихся начальных классов. 

Необходимо выделить, то что, невзирая в принятие значимости трудности развития проектно-исследовательской компетенции школьников, эта тема лишь недавно стала предметом специального исследования. Хотя истоки подходов к организации учебно-исследовательской деятельности в трудах отечественных (В.П. Вахтеров, К.Д. Ушинский, Н.И. Новиков и др.) и зарубежных (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, С. Френе и др.) педагогов классиков [2, с.34].

Трудности развития проектно-исследовательской компетенции учащихся начальных классов определяется: 

  • потребностью подготовки учащихся начальных классов к активной деятельности;
  • ориентация учащихся начальных классов на формирование компетентности знаний;
  • необходимость создания теоретической базы для формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся начальных классов;
  • необходимость разработки соответствующего технологического аппарата для эффективного обучения конструкторскому и исследовательскому мастерству учащихся начальных классов.

Историография проблемы включает три основных периода ее становления и развития, каждый из которых характеризуется определенными изменениями в развитии проблемы формирования проектно-исследовательского мастерства учащихся начальных классов.

На первом этапе (с начала 70-х до начала 90-х годов ХХ века) обучение навыкам подхода происходит за рубежом, изучаемая проблема не является предметом научных исследований [4, с.22].

На втором этапе (с начала 90-х до 2000-х гг.). Компетентностный подход проникает в отечественное образование, в педагогических науках появляются первые исследования по формированию у учащихся различных умений, в том числе проектной и исследовательской, преимущественно в сфере образования и в области профессионального образования [4, с.25].

На третьем этапе (с начала XXI века по настоящее время) педагогическое сообщество осознает необходимость целенаправленной тренировки проектно-исследовательской компетентности учащихся начальных классов [4, с.28].

В ходе анализа исследуемой трудности было уточнено содержание и сущность понятия «проектно-исследовательская компетенция» учащихся начальных классов, которую мы интерпретируем как вид компетенции, позволяющий продуктивно и личностно реализоваться.

Методологической основой модели формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся начальных классов явился системный и компетентностно-активный подход. Основополагающими при ее разработке стали принципы целостности, также структурированности.

Данная форма включает в себя целевой, содержательный, организационно-технологический и диагностико-результативный компоненты; реализуется с учетом принципов творческой активности, компетентностной направленности, интерактивного взаимодействия, проективности, сотворчества, ориентации на личность и обеспечивает поступательный процесс развития сначала проектной (в условиях предпрофильной подготовки), а затем проектно-исследовательской компетенции учащихся начальных классов , что в свою очередь способствует осмысленному выбору профиля обучения и формированию индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.

Обоснован и экспериментально проверен выделенный комплекс педагогических условий: предоставление проектно-экспериментальной ориентированности нахождения создания; помощь сетного общества, формирующегося во просветительном месте средние учебные заведения; актуализирование отражённой деятельности учащихся; способствующий более эффективной реализации модификации развития проектно-исследовательской компетенции учащихся начальных классов.

В результате экспериментальной работы апробирована программа обучения проектно-исследовательским навыкам учащихся начальных классов, в том числе: систему курсов обеспечивающие интенсификацию учебно-познавательной, проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, диагностический инструментарий, позволяющий определить степень форсированности проектно-исследовательской компетенции учащихся; обобщены полученные результаты с помощью методов математической статистики.

Данные, полученные в результате экспериментальной работы, доказали, что форма обучения проектно-исследовательской компетенции учащихся начальных классов при реализации выбранного комплекса образовательных условий эффективна и может быть успешно использована в различных образовательных учреждениях: в общеобразовательных школах, лицеях, моно- и многопрофильных гимназиях для совершенствования образовательного процесса, и более полной реализации государственных образовательных стандартов.

 Таким образом, можно сказать, что цель была достигнута, задачи решены и обоснованность доказана.

При этом исследование может быть продолжено в части изучения мотивации учащихся начальных классов к проектно-исследовательской компетенции в связи с эволюцией условий образовательного пространства школы в рамках требований реформы образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Дементьева, И.В. Педагогические условия формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся в образовательном пространстве школы / И.В. Дементьева // СКНЦ Высшей школы ЮФУ. - Ростов-на-Дону, 2013,-№5-С. 24-30.

Дементьева, И.В. Возможности и перспективы педагогического моделирования как одного из направлений современного педагогического поиска / И. В. Дементьева // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — 2013. - № 4(36). — С. 67-69.

Дементьева, И.В. Опытно-экспериментальная работа по формированию проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов в образовательном пространстве школы / И.В. Дементьева, Л.М. Семенова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — Октябрь 2013, ART 1381. - СПб., 2013г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1381 .htm. - Гос.per. 0421000031.

Бандурина, И.В. Проектная технология на уроках истории и религиоведения как средство повышения мотивации учащихся / И.В. Бандурина // Вестник института культуры и детства. — Вып. 12. / Челяб. гос.

Бандурина, И.В. Проектные технологии в профильном гуманитарном образовании: задачи, история внедрения, перспективы развития / И.В. Бандурина // Модернизация системы образования как основа устойчивого развития казахстанского общества: Материалы областных Алтынсаринских педагогических чтений. - Часть III. Костанай, 2011. - 302 с. - С. 209-214.

 

Minegaraeva E.Z.

primary school teacher,

Secondary school No. 2

(Almetyevsk, Russia)

 

FORMATION OF DESIGN & RESEARCH COMPETENCE

OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

IN ACCORDANCE WITH REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE BUDGET

 

Abstract: the article analyzes the formation of design and research competence of students of educational institutions in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. The problems of the formation of design and research competence are considered. Experimental work was carried out.

 

Keywords: design-research competence, students, experimental work.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Минегараева Э.З. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС // Вестник науки №9 (54) том 3. С. 25 - 30. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6195 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6195



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.