'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  215 просмотров

Трофимова В.В.

  


ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН *

  


Аннотация:
в статье представлены причины низкой мотивации студентов СПО к изучению общеобразовательных дисциплин, проанализированы некоторые способы, позволяющие повысить мотивацию.   

Ключевые слова:
мотивация, общеобразовательные дисциплины, концепция, способы решения проблем, студенты   


УДК 377.5

Трофимова В.В.

канд. педагогич. наук, доцент кафедры педагогики

Государственный социально-гуманитарный университет

(г. Коломна, Россия)

 

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ

МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Аннотация: в статье представлены причины низкой мотивации студентов СПО к изучению общеобразовательных дисциплин, проанализированы некоторые способы, позволяющие повысить мотивацию.

 

Ключевые слова: мотивация, общеобразовательные дисциплины, концепция, способы решения проблем, студенты.

 

В настоящее время государство испытывает дефицит квалифицированных кадров для развития производства, сельского хозяйства и бизнеса. В связи с этим стремительно возрастает роль организаций среднего профессионального образования, которые ориентируются на запросы современного рынка труда, осуществляют подготовку специалистов среднего звена и рабочих профессий. Кроме этого, активно развивается такое направление подготовки, как «Профессионалитет», позволяющее работодателям принимать участие в обучении студентов колледжей на своей производственной базе, формировать запросы на те или иные специальности и профессии.

Тем не менее, исходя из наблюдений, не решенной остается проблема низкой мотивации студентов СПО, особенно рабочих профессий, к изучению общеобразовательных дисциплин. Это обусловлено рядом причин:

  1. Изначально низкий уровень освоения студентами СПО школьной программы, что приводит к серьезным проблемам при дальнейшем изучении общеобразовательных дисциплин в колледже.
  2. Непонимание студентами цели изучения предметов общеобразовательного цикла для получения рабочей профессии или специальности.
  3. Часто достаточно низкий образовательный уровень родителей студентов, что приводит к непониманию и невозможности оказать им помощь в обучении.
  4. Ориентация преподавателей общеобразовательных дисциплин колледжей на школьную программу преподаваемых предметов, отсутствие в программах блоков, учитывающих профессиональную направленность.

Для решения описанных выше и иных проблем, связанных с преподаванием общеобразовательных дисциплин в системе СПО, Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 года №Р-98 была утверждена Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования [1]. В Концепции выделены следующие причины низкой мотивации студентов:

  • «низкий уровень освоения общеобразовательных учебных предметов в рамках получения основного общего образования, и, как следствие, отсутствие целостной системы знаний по отдельным дисциплинам;
  • стремление обучающихся осваивать только дисциплины "профессионального цикла", изучение которых, по мнению обучающихся, отвечает основной цели профессионального образования формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов (дисциплины общеобразовательного цикла представляются обучающимся малозначительными, не требующими особого внимания и временных затрат на изучение);
  • неприятие системы механического чередования учебных предметов общеобразовательного цикла с дисциплинами общепрофессионального учебного цикла или практики рассредоточенного освоения (в течение нескольких лет) общеобразовательных дисциплин;
  • отсутствие широкой практики интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла выявляет проблемы отбора содержания общеобразовательных учебных предметов возникающих при механическом переносе требований ФГОС среднего общего образования без учета преемственности как между уровнями образования (среднее общее и среднее профессиональное), так и конкретной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования по специальности или профессии. Фактически освоение обучающимися общеобразовательного цикла регламентировано определенным набором предметных результатов без учета возможности их применять в будущей профессиональной деятельности;
  • сложившаяся система распределения учебной нагрузки между преподавателями учебных предметов и дисциплин (модулей) не учитывает возможности междисциплинарного потенциала интегрированного обучения;
  • организация повышения квалификации педагогов, осуществляющих реализацию образовательных программ в системе среднего профессионального образования также не ориентирована на формирование компетенций, позволяющих интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла;
  • применение учебников по общеобразовательным учебным предметам (включенных Федеральный перечень учебников) при организации получения среднего общего образования в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, содержание которых не отражает ориентированность материала учебника на реализуемый профиль, специфику получаемой профессии или специальности» [1].

Проанализировав содержание данной Концепции, следует отметить, что для преодоления данных причин и повышения качества обучения по общеобразовательным дисциплинам предлагаются следующие решения:

  • «разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом интенсивного обучения;
  • обновление содержания общеобразовательных учебных предметов с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности профессий и специальностей;
  • введение практики интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями;
  • внедрение в педагогическую практику преподавателей общеобразовательного цикла дисциплин эффективных образовательных технологий, в том числе технологий дистанционного и электронного обучения;
  • повышение квалификации педагогов общеобразовательного цикла дисциплин (подготовка преподавателей к работе с новыми методиками преподавания общеобразовательных дисциплин» [1].

По мнению Н.Ю. Волгиной для повышения мотивации можно использовать следующие виды деятельности:

  • «воспитание положительного эмоционального отношения к учебным предметам;
  • раскрытие актуальности изучаемого материала;
  • организация познавательной деятельности;
  • создание ситуации успеха» [2, с.31]

Также она считает, что основными способами к повышению мотивации обучения являются следующие:

  • «создание благоприятного микроклимата на уроке;
  • акцент на актуальности полученных знаний в будущей профессиональной деятельности;
  • использование современных методов обучения (проектный, проблемный, исследовательский, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др.);
  • интеграция обучения и дифференциация заданий;
  • использование ИКТ;
  • организация внеурочной деятельности;
  • систематический контроль уровня успешности студентов, его публичность» [2, с.31]

Остановимся подробнее на некоторых способах, например, на способе использования ИКТ. В ходе организации занятия средства ИКТ можно использовать для решения следующих задач:

  1. Визуализация учебной информации – сопровождение объяснения материала с помощью возможностей мультимедийной техники: компьютерные презентации, использование ресурсов интерактивной доски при её наличии, просмотр видеоматериалов и т.д.
  2. Использование смартфонов (мобильных телефонов) студентов. Разнообразные гаджеты прочно вошли в жизнь современного человека и практически невозможно представить студента колледжа без телефона в руках. К сожалению, в большинстве случаев, использование телефонов студентами сводится к играм, общению в социальных сетях, а также к поиску готовых решений различных заданий. В связи с этим можно рекомендовать преподавателям использовать телефоны студентов в учебных целях, например таких, как:
  • работа на цифровых платформах, используя их возможности для изучения теории, выполнения практических заданий, а также контроля усвоения материала;
  • работа с персональным сайтом преподавателя (при наличии), где могут быть опубликованы ссылки на онлайн ресурсы, материалы лекций, задания для выполнения;
  • работа с электронными библиотечными системами;
  • организация онлайн голосований по различным проблемам.
  1. Использование возможностей гибридных аудиторий (при их наличии) для организации электронного и дистанционного обучения, участия в процессе обучения потенциальных работодателей.

Остановимся также несколько подробнее ещё на одном на мотивационном аспекте, который отмечают многие исследователи, – создание на занятии ситуации успеха. Выше было отмечено, что одной из причин невысокой мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин у студентов СПО является низкий уровень освоения школьной программы и непонимание цели их изучения для своей будущей профессии. Поэтому для создания ситуации успеха можно предложить преподавателям максимально индивидуализировать процесс обучения, выявить сильные стороны у каждого студента и у учебной группы в целом, и сделать на них акцент при подготовке к занятиям. Также будет уместным включить в программы подготовки по общеобразовательным дисциплинам блоки заданий с практической профессиональной направленностью, чтобы показать студентам, как можно использовать полученные знания и сформированные компетенции на практике.

Кроме этого, исходя из наблюдений, эффективным способом повышения мотивации является проведение в СПО недели общеобразовательных дисциплин, в рамках которой студенты имеют возможность участвовать в различных олимпиадах, конференциях, викторинах, конкурсах стендовых докладов и других интерактивных формах занятий. В ходе такой недели каждый студент имеет возможность проявить себя, приняв участие в том или ином мероприятии и увидев сразу результат своей деятельности.

Таким образом, изучение общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования в том объеме, в котором оно существует в настоящее время, пока остается спорным и неоднозначным. Тем не менее задача преподавателя состоит в том, чтобы сделать изучение своего предмета максимально интересным и эффективным, донести до каждого студента его необходимость в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-30042021-n-r-98-ob-utverzhdenii/ (дата обращения 17.09.2022).

Н.Ю. Волгина. Повышение мотивации к учению студентов колледжа на занятиях общеобразовательных дисциплин как элемент профессионального самоопределения. / Международный научный журнал «Международная наука». 2017. №04-2/2017. С.30-32.

 

Trofimova V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department of Pedagogy

State Social and Humanitarian University

(Kolomna, Russia)

 

PRACTICE-ORIENTED APPROACHES

TO INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS

OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE

STUDY OF GENERAL EDUCATION DISCIPLINES

 

Abstract: the article presents the reasons for the low motivation of SPE students to study general education disciplines, analyzes some ways to increase motivation.

 

Keywords: motivation, general education disciplines, concept, ways of solving problems, students.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Трофимова В.В. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН // Вестник науки №9 (54) том 3. С. 38 - 44. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6198 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6198



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.