'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  82 просмотров

Гараев А.

  


ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА О ЧЕЛОВЕКЕ И БЫТИЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности развития философской мысли древнего востока о человеке и его роли в жизни. Приведены методы и стратегии влияния различных взглядов на культурные ценности людей   

Ключевые слова:
анализ, метод, исследование, философия, идеи   


УДК 130.2

Гараев А.

старший преподаватель, к.ф.н., заведующий кафедрой «Иностранные языки»

Туркменский государственный институт экономики и управления

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА О ЧЕЛОВЕКЕ И БЫТИЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития философской мысли древнего востока о человеке и его роли в жизни. Приведены методы и стратегии влияния различных взглядов на культурные ценности людей.

 

Ключевые слова: анализ, метод, исследование, философия, идеи.

 

Характер взаимоотношений первобытного человека и природы вызывал ощущение неразрывной связанности: силы природы олицетворяются в образах богов (человек переживал их могущество и чувствовал себя бессильным в противостоянии им), люди и боги живут общей жизнью, разделяют общие черты и даже пороки. Боги не только всесильны, но и своенравны, злобны, мстительны, любвеобильны и т. д., тогда как герои мифов наделены фантастическими способностями в преодолении зла, в борьбе с врагами.

То, что когда-то писал Гегель об отношениях между богами и героями Гомера, вполне применимо к мифам народов Востока: «Все содержание, приписываемое богам, должно быть в то же время и внутренней сущностью личностей, так что, с одной стороны, господствующие силы кажутся индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало имманентно его духу и характеру.”

Постепенно упорядочивание хаоса и организацию мироздания начинают приписывать «первому человеку». В ведийских мифах это тысячеголовый, тысячеглазый, тысяченогий Пуруша, разум или дух которого породил луну, глаза — солнце, рот — огонь, дыхание — ветер и т. д. Пуруша — это не только модель космоса, но и человеческого сообщества с древнейшей социальной иерархией, проявляющейся в разделении на «варны»: жрецы (брахманы) вышли из уст Пуруши, военное сословие (кшатрии) вышли из рук, торговцы (вайшьи), со стоп – все остальные (шудры).

Точно так же в китайских мифах происхождение мира связано со сверхъестественным человеком по имени Паньгу, от вздоха которого появились ветер и тучи, из головы — гром, из левого глаза — солнце, из правого — луна, из тела с руками и ногами – четыре страны мира, из крови реки, из пота – дождь и роса, из блеска глаз – молния и т. д.

Обращаясь к рациональному пониманию причинности мира в различных проявлениях его постоянства и изменчивости, человек должен был по-новому увидеть в нем свое место и предназначение. Он еще чувствовал себя в неразрывности с космосом в целом, но уже думал о существовании первопричины, первоосновы бытия, некоего абсолюта.

Отношения человека с абсолютом складываются как бы в двух моделях, отражающих не столько особенности психологического склада восточных народов, сколько специфику социальной структуры древнеазиатского общества. Двумя столпами его являются централизованная деспотия, основанная на государственной собственности на землю и воду, и сельская община. Практически неограниченная власть восточного монарха ломалась в сознании как всемогущество того, кто приобрел атрибуты главного божества.

В Китае единое «великое начало, способное породить, одарить и погубить» обожествленного на небе человека — «Тянь». В «Ши Цзинь» («Канон стихов») Небо — вселенский родоначальник и великий правитель: человеческий род рождается в мир и дает ему правила жизни. Упоминание правил жизни не случайно. Освещение общественных устоев, их сохранение и поддержание — важнейшая социальная функция культа Тянь. Примечательно, что сформировавшаяся несколько позже концепция человеческого совершенства подразумевает прежде всего «человечность», которая трактуется как следование правилам, ритуалу, этикету.”

Благородный муж думает о том, как бы не нарушать законы», он должен соблюдать требования ритуала. «Этикет» помимо норм внутренней ценности, таких как правдивость, доброта, мужество, нравственный императив «чего я не хочу, чтобы я делал, и не хочу делать другим», включал в качестве первостепенного принципа добродетели уважение и строгое подчинение установленному разделению социальных ролей: государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сыном, сыном.

Конфуцианство, заложившее идеологическую основу китайского общества с древности, выдвигалось в качестве краеугольного камня общественного устройства — означало ли это норму, как правило, церемониальную. Ли предполагал навсегда сохранить ранговые иерархические различия. Согласно каноническому трактату «Ли Цзи», Конфуций говорил, что в государстве не может быть порядка, а следовательно, и процветания: «Значит ли это, что нет различий между государем и гражданином, верхом и низом, старым и молодой… Ли – устоявшийся порядок вещей.”

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. И.: «Мысль»,1972,363с.т.1

История восточной философии. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 1998

Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2008. - 255 с.

Малявин. В.В. Китайская цивилизация. -М.: ИПЦ «Дизайн.Информация.Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2001.-632с:ил,карт.

 

Garaev A.

Senior Lecturer, PhD in Philosophy,

Head of the Department of Foreign languages

Turkmen State Institute of Economics and Management

(Turkmenistan, Ashgabat)

 

PHILOSOPHY OF ANCIENT EAST ABOUT MAN & BEING

 

Abstract: this article discusses the development of the philosophical thought of the ancient East about man and his role in life. Methods and strategies for the influence of different views on the cultural values of people are given.

 

Keywords: analysis, method, research, philosophy, ideas.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гараев А. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА О ЧЕЛОВЕКЕ И БЫТИЕ // Вестник науки №9 (54) том 3. С. 50 - 53. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6200 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6200



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.