'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 3
  4. Научная статья № 15

Просмотры  88 просмотров

Бегматов Б.Я.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ОПЕРАТОРОВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МАРШРУТНОЙ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА МЕГАПОЛИСОВ *

  


Аннотация:
в статье сравниваются различные методики получения достоверной информации для оптимизации маррутной сети мегаполиса. Дается обзор перспективных направлений развития в этой области   

Ключевые слова:
пассажиропоток, матрица корреспонденций, пассажирские перевозки   


 

УДК 656.02

Бегматов Б.Я.

старший преподаватель кафедры «Инженерия транспортных средств»

Джизакский политехнический институт

(Джизак, Республика Узбекистан)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ОПЕРАТОРОВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МАРШРУТНОЙ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА МЕГАПОЛИСОВ

 

Аннотация: в статье сравниваются различные методики получения достоверной информации для оптимизации маррутной сети мегаполиса. Дается обзор перспективных направлений развития в этой области.

 

Ключевые слова: пассажиропоток, матрица корреспонденций, пассажирские перевозки.

 

Города должны быть экономичными и удобными для проживания — это трюизм. Одной из характеристик удобных для проживания городов является «возможность перемещаться с удобствами без необходимости владеть автомобилем или пользоваться им — чем более удобен город для автомобилей, тем менее он привлекателен для людей» [1-6]. Прежде чем перейти к исследованию использования новых возможностей для оптимизации маршрутной сети, необходимо сделать краткий обзор существующего положения дел в этой области. Не подлежит сомнению, что число поездок на одного жителя в год возрастает с ростом города и, по-видимому, стремится к некоторому пределу. Однако с утратой научных школ, в рамках которых исследовались различные гипотезы построения маршрутных сетей, и тем, что в городах перестали проводить сплошные обследования пассажиропотоков, ссылаясь на отсутствие финансирования, можно перечислить то, что не делаем и то чего не можем сделать. Так в настоящее время мы не можем дать эмпирическую формулу для расчета числа поездок на жителя в год для конкретного города, мы не знаем предел, к которому стремится число поездок с ростом города. Мы так же не знаем величину средней дальности поездки в крупных городах, у нас нет данных для расчета зависимости дальности поездки от радиуса или площади города, и какой процент в общей мобильности граждан города составляют трудовые поездки. Мы не можем адекватно оценить работу транспорта, поскольку не знаем, сколько километров проезжает конкретный пассажир.

И если автомобилизация населения городов вступила в конфликт с планировкой города, то у нас нет четкой стратегии: с чем мы будем бороться — с автомобилизацией, или планировкой города, или с тем и другим одновременно. Кроме того существует весьма распространенное, но ничем не обоснованное и на наш взгляд ошибочное мнение о том, что максимальное уплотнение города, придание компактности и сжатости его территории (так называемая уплотнительная застройка), позволят уменьшить транспортные проблемы большого города[7]. Все перечисленное — это то, что мы имеем на современном этапе в качестве условий для поиска метода рациональ- ного построения маршрутной сети города в любой сколь угодно сложной ситуации ее элементов. Можно было бы конечно продолжить перечень того, что мы не можем или не знаем в этой области, однако нашей задачей было показать уровень запущенности ключевых проблем и сосре- доточить свои усилия на поиске путей выхода из сложив- шейся ситуации.

Поскольку мобильными телефонами в настоящее время пользуется фактически все активное население городов, для исследований ежедневных траекторий перемещений в мегаполисе, возможны два типа данных:

  1. Объем трафика конкретной базовой станции;
  2. Регистрация перемещения телефона от одной базовой станции к другой. Первый тип данных проще получить и использовать, поскольку данные обезличены. Хронологическая последовательность создает траек- торию суточного (недельного, годичного) движения телефона.

 

Рис. 3. Регистрация объема трафика с помощью телефонов

 

Таким способом, в крупных городах можно провести сплошное обследование мобильности населения, как через разовые замеры, так и непрерывное. Для социологических обследований было бы полезно иметь возможность связать с идентификатором аппарата сведения о пользователе: год рождения, пол, среднемесячный объем расходов на связь[8].

Обобщая зарубежный опыт, следует отметить, что для наблюдения изменения плотности населения по территории используются данные первого типа — показатели динамики загрузки каждой базовой станции в течение дня. Так, исследования в Милане позволили наглядно отобразить на карте естественное «продвижение» загрузки станций от пригородов к центру года в утренние часы. Показательна также динамика загрузки в районе центрального вокзала, позволяющая уточнить границы «часа пик». В Риме созданы ГИС, отображающие концентрацию пользователей на территории города на основе подобных данных в реальном времени [9-12]. Испанские исследователи, наблюдая за изменением почасовой актив- ности абонентов сети, делают выводы о фактическом ис- пользовании территории и автоматически уточняют карты функционального зонирования. Участки с преобладанием загрузки в будние дни и рабочие часы могут относиться к офисным и индустриальным зонам, а участки с преобладанием загрузки в нерабочие дни и часы — к рекреационным и жилым [13-15].

Резюмируя все вышесказанное, можно констатировать следующее:

  1. Наиболее эффективным средством управления системой ГПТ является совершенствование маршрутной сети, которое позволяет значительно снизить пересадочность, а следовательно затраты времени на передвижения.
  2. Недостатком традиционного подхода к решению данной задачи является то, что, он ориентирован на распределение суточных корреспонденции. На наш взгляд, к оптимизации маршрутной сети необходимо подходить с позиции дифференциации потоков по времени, обращая при этом внимание, прежде всего, на периоды «пиков».
  3. Несмотря на то, что разработкой оптимальных гипотез распределения по группам и целям передвижений на ГПТ во всем мире занимается огромное количество исследователей, в настоящее время не существует действенных методик, позволяющих оптимизировать маршрутную сеть в интересах пассажиров.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Вучик, В. (2011) Транспорт в городах, удобных для жизни, 576 стр.

Begmatov, B. Ya., & Hamroqulova, Sh. P. Q. (2021). Ichki yonuv dvigatel detallarini qurum bosishini tekshirish. Academic research in educational sciences, 2(1).

Begmatov, B. Ya., & o’g’li Xoliqov, D. R. (2021). Avtotransport korxonalari misolida avtomobillar texnik holatining harakat xavfsizligiga ta’sirini baholash. Academic research in educational sciences, 2(1).

Begmatov, B., & Eshonqulov, M. (2021). Issiq iqlim sharoitida avtomobil dvigatellarining ishlash xususiyatlarini aniqlash usullari tahlili. Academic research in educational sciences, 2(2).

Begmatov Bakhriddin Yakhshiboyevich, & Normurodova Dildora Gulom qizi. (2021). Method for calculating the external speed characteristics of the engine when learning the subject car design. Journal of Academic Research and Trends in Educational Sciences, 1(1), 97–105. Retrieved from

Begmatov, B. Y. (2022). Avtomobilning to’qnashish paytidagi dinamik parametrlarini aniqlash. Academic research in educational sciences, 3(2), 290-297.

Begmatov, B. Y. (2022). Avtomobillarni xavfsizlik xususiyatlarini sinash usullari tahlili. Academic research in educational sciences, 3(2), 280-289.

Бахриддин Яхшибоевич Бегматов, & Рустам Қўчқор Ўғли Фозилов (2022). Диагностика экологической безопасности двигателя внутренных сгораня. Academic research in educational sciences, 3 (2), 425-433. doi: 10.24412/2181-1385-2022-2-425-433

Эрназаров, А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками / А. А. Эрназаров // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2022. – № 7. – С. 48-52. – DOI 10.36535/0236-1914-2022-07-8. – EDN TBIGNG.

Эрназаров, А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков / А. А. Эрназаров // Грузовик. – 2022. – № 5. – С. 10-14. – EDN YTBKVO.

Ernazarov, A. (2022). The CALCULATION OF THE AMOUNT OF EMISSIONS OF HARMFUL SUBSTANCES BY CARS AT URBAN INTERSECTIONS. Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent, 12(1), 51-54.

Эрназаров А.А. (2022). НЕОБХОДИМОСТЬ СИНХРОНИЗАЦИИ ПЕРЕКРЕСТКОВ НА АВТОМАГИСТРАЛИ. Вестник науки, 1 (3 (48)), 110-113.

Эрназаров А.А., & Хаккулов К.Б. (2021). БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. Вестник науки, 4 (1 (34)), 232-235.

Ernazarov, A. A. (2020). The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions. Scientific Bulletin of Namangan State University, 2(8), 348-353.

Эрназаров А.А. (2019). НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Вестник науки, 1 (11 (20)), 20-26.

 

Begmatov B.Ya.

Senior Lecturer, Department of Vehicle Engineering

Jizzakh Polytechnic Institute

(Jizzakh, Republic of Uzbekistan)

 

USE OF THESE OPERATORS MOBILE

COMMUNICATIONS FOR ROUTE OPTIMIZATION

PUBLIC TRANSPORT NETWORKS IN MEGA CITIES

 

Abstract: the article compares various methods for obtaining reliable information for optimizing the bus route network of a metropolis. The review of perspective directions of development in this area is given.

 

Keywords: passenger traffic, correspondence matrix, passenger traffic.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бегматов Б.Я. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ОПЕРАТОРОВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МАРШРУТНОЙ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА МЕГАПОЛИСОВ // Вестник науки №9 (54) том 3. С. 75 - 80. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6205 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6205



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.